Участники десятой по счету конференции «Измени Сознание» откровенно обсудили российский рынок digital. Темой очередной встречи, которая прошла в Будапеште, стала «Голая правда о диджитал». Самыми популярными сегментами у экспертов в этом году стали programmatic, аналитика и mobile. Именно эти тренды начнут определять лицо рынка через 2–3 года после конференции, отметил Андрей Чернышов, вице-президент по стратегии Dentsu Aegis Network в России.

Меньшей популярностью пользовались контекст и видеореклама — активно растущие сегменты, которые уже стали мейнстримом. Dentsu Aegis Network подтверждает: аудитория Рунета выбирает mobile, и ее основным устройством для доступа в Сеть стал смартфон. В 2014 году продажи смартфонов подскочили на 46% в количественном выражении, на них пришлось 64% всех реализованных телефонов. В 2019 году их доля продаж достигнет 93%, прогнозируют эксперты. Уже сейчас десктопных устройств продается в 4,5 раза меньше, чем мобильных.

Итогом мобильного рывка стало то, что количество мобильных пользователей Рунета превысило аудиторию, выходящую в Сеть с ПК (55,4% против 44,6%). Основной операционной системой для онлайн-доступа стал Android — в прошлом году он обошел Windows 7.

Что касается контекста, то поисковая реклама стала таким же эффективным «двигателем торговли», как ТВ. По итогам первого квартала 2015 года рекламодатели потратили на поисковую рекламу практически столько же, сколько на остальные медиа (кроме телевидения). Объем сегмента составил половину от телевизионного. Только контекст показал положительную динамику в начале года, остальные сегменты ушли в глубокий минус.

Внутри контекста наблюдается смена приоритетов: традиционно крупнейшие рекламодатели (Авто, Финансы и страхование) снижают расходы, зато активно наращивают бюджеты другие категории: Строительство и ремонт, Недвижимость, Медицина, Туризм (более 30%).

В дисплейной рекламе можно уверенно говорить о наступлении видео, на которое приходится 26,2% сегмента. Самыми динамичными категориями в плане освоения видеорекламы являются Недвижимость и СМИ. При этом у FMCG, Фармы и Одежды/обуви доля видео превышает 50% расходов. Баннерную рекламу выбирают рекламодатели, которые мало присутствуют на ТВ и ориентируются на performanсe метрики.

Впрочем, бренды еще не до конца осознали масштаб изменений. Мобильные поисковые запросы обогнали десктоп уже в 10 странах, среди которых США и Япония. Ожидается, что Россия вступит в этот «клуб» по итогам второго полугодия. Рекламным бюджетам еще предстоит догнать аудиторию, и пока что мобильный аукцион не разогрет — там меньше покупателей и ниже ставки.

Ждать перемен осталось недолго, уверены в Dentsu Aegis Network. «Мобайлгеддон» уже наступил в отдельно взятом Google, наделав переполоху среди владельцев сайтов. Ставку на mobile сделал и крупнейший поисковик России, расширивший число мобильных форматов.