Depositphotos

 

Uber — транспортная компания или онлайн-сервис? Этим вопросом задался Европейский суд, который во вторник приступил к слушаниям по делу Uber, пишет Financial Times. Решение может иметь далеко идущие последствия и для самого сервиса, который оценивается в 63 млрд долларов, и для «экономики совместного потребления» в целом.

Если Uber является интернет-компанией, то Евросоюз не будет чинить препятствий ее бизнесу. Однако суд может признать Uber транспортной компанией, и тогда перевозчику придется либо работать по жестким правилам, либо уходить с рынков. Речь идет о 28 странах Евросоюза, каждая из которых имеет собственные требования к сервисам такси. Например, во Франции запрещено оказывать платные транспортные услуги без регистрации в качестве таксиста или «шофера туристического транспорта». Недовольство местных таксистов деятельностью Uber даже привело к массовым протестам.

От исхода дела зависит судьба не только Uber. Многие приложения — Airbnb, Deliveroo, Hassle — позволяют потребителям напрямую связываться с исполнителями самых разных услуг. В несколько кликов пользователи могут снять жилье у частных лиц, заказать доставку блюд из ресторана, уборку в доме или сборку мебели. Европа является важным рынком для всех этих компаний, и решение суда сильно повлияет на них.

Дело поступило на рассмотрение Европейского суда из Испании. Судьи не смогут принять двусмысленное решение и признать, что в Uber сочетаются элементы «информационного сервиса» и транспортной компании. Иначе это приведет к еще большей путанице в работе интернет-посредников.

Теоретически ЕС предоставляет достаточно свободы сервисным компаниям. Тем не менее некоторые отрасли, и транспортная в их числе, жестко регулируются на национальном уровне. Компании вроде Uber или Airbnb, которые предлагают, но не оказывают услугу, оказываются в подвешенном состоянии. Так, власти Берлина запретили жителям города сдавать квартиры без специального разрешения, и Airbnb не смог изменить ситуацию. Схожие правила действуют в Париже и Гамбурге.