На протяжении тысячелетий религия играла роль посредника. Храм был одним из центров общественной жизни и местом притяжения для толпы. Как иудеи собирались у Иерусалимского Храма, так верные поклонники Apple толпятся у магазинов в надежде первыми заполучить iPhone нового поколения.

Между тем Samsung ставит ограждения у своих магазинов и ожидает огромного скопления людей, но никакого ажиотажа там не наблюдается. Почему же у южнокорейской компании не получилось устроить собственный «День святого Джобса», хотя она многое повторяет за конкурентом? Дело здесь не только в плохом PR, уверены журналист Atlas Obscura Сара Ласкоу и историк культуры Эрика Роблз-Андерсон.

Издание решило выяснить, похож ли Apple Store на сакральное пространство, и пригласило доцента Нью-Йоркского университета в Сохо. Здесь, в районе шопинга, расположены магазины IT-конкурентов. Роблз-Андерсон отмечает, что Apple смогла сформировать у потребителей чувство единения, словно они вместе боролись за что-то.

 


Иллюстрация Depositphotos

 

Мы привыкли к мысли, что технологии заточены под индивидуальный опыт. iPhone позволяет «отключиться» в толпе; одновременно это означает, что вы уже находитесь внутри группы. Apple, как никакая другая технологическая компания, смогла объединить коллективный и персональный опыт. В итоге получился настоящий культ, уверена историк.

Atlas Obscura пригласила Роблз-Андерсон в Apple Store в Сохо, где очередь замерла в ожидании начала продаж iPhone 6s. Историк обратила внимание, что магазин расположен в бывшем почтовом отделении - еще одном коллективном пространстве, предназначенном для сбора и распространения информации.

Посетитель Apple Store должен пройти через массивные, словно в церкви, двери. Они сигнализируют о важности места, куда входит человек, говорит Роблз-Андерсон. Внутри много света, напротив входа - лестница из матового стекла, которая ведет на второй этаж. Этот старый трюк использовали еще строители зиккуратов, чтобы наблюдатель почувствовал свою ничтожность и проникся святостью места.

Чтобы попасть в магазин, необходимо спуститься по каменным ступеням, широким и высоким. Все это создает ощущение, что произойдет нечто значительное.

 


Иллюстрация Depositphotos

 

Свет проникает через стеклянную крышу, по бокам расположены стенды с часами и телефонами. Покупатель, рассматривающий гаджет, не остается наедине с собой. В магазине нет узких проходов, поэтому опыт знакомства с новым iPhone становится коллективным. Общение с консультантом также проходит в публичном пространстве.

Второй этаж разительно отличается от первого. Здесь сотрудники магазина - наподобие жрецов - делятся знанием. У гигантского экрана стоят мягкие кресла, меньше света и больше интимности. Именно в секции Genius Bar сотрудники-«гении» консультируют и осуществляют техническую поддержку. По мнению Роблз-Андерсон, возвышение также напоминает о Стиве Джобсе во время его выступлений.

Каждый магазин Apple должен напоминать «пастве», что он является частью более обширной сети с центром в Купертино. Хотя они и отличаются друг от друга, дизайнеры Apple Store придерживаются общих принципов формирования пространства. Винтовые лестницы, стеклянные потолки и стены - все это создано для решения сложных вопросов, ради которых поклонники бренда идут в оффлайн-магазины.