В 2016 году московские рекламные агентства сократили зарплату только дизайнерам. Оклады остальных наиболее востребованных специалистов либо остались на прежнем уровне, либо повысились. К такому выводу пришла комиссия по HR и профессиональному образованию АКАР. 

Эксперты сравнивали заработные платы эккаунт-менеджеров, контекст-менеджеров, медиаплэнеров, медиабайеров, арт-директоров и дизайнеров. HR-специалисты предоставили данные о доходах сотрудников в сегментах media, BTL, creative, digital media и digital creative.

В текущем году рынок труда в сегменте медиа по-прежнему осторожен, без резких перепадов в сторону ухудшения или улучшения ситуации. Это можно считать положительным трендом, учитывая ситуацию 2015 года, когда рынок был наиболее тревожным. Тогда многие компании заморозили рост окладов, приостановили найм, сократили компенсационный пакет, а где-то даже прошли сокращения сотрудников и заработных плат.

Сегодня по многим позициям виден небольшой рост (не более 3–5%), что, учитывая уровень инфляции, является незначительным показателем. Такой рост в основном наблюдается в клиентском сервисе, что соответствует трендам последних 4–5 лет. В баинге уровень вознаграждения либо не меняется, либо даже снижается: часть агентств объединили функции планирования и баинга в одном специалисте.

 


Фото depositphotos

 

По словам респондентов, на рынке также отмечается большая мобильность кадров. Как отмечает HR-директор Maxus Aлександра Козлянинова, ключевая стратегия компаний — это обучение и развитие собственных кадров для дальнейшего их продвижения, однако не всегда удается удерживать их внутри структуры. Специфика рынка такова, что компетенция молодых специалистов — выпускников ВУЗов — зачастую не отвечает запросам индустрии, из-за чего между агентствами идет постоянная конкуренция за сильные кадры. И этот факт значительно влияет на уровень заработных плат специалистов с богатой экспертизой в наиболее востребованных сегментах.

Закономерным является повышение расценок среди digital-специалистов, поскольку данный вид коммуникаций на протяжении последних лет прочно занимает позиции одного из ключевых каналов продвижения. При этом наиболее популярной становится позиция специалиста по контекстной рекламе, так как рынок digital маркетинга все больше сдвигается в сторону performance и ориентируется, в первую очередь, на результат и конверсию.

В сегменте классических медиа самыми востребованными специалистами являются эккаунты, плэнеры, аналитики и стратеги — кадры, которые обеспечивают преимущества в конкурентной борьбе за клиентов. При этом в одних компаниях эккаунты представляют собой коммуникаторов, которые только общаются с клиентами, не ведя самих рекламных кампаний; в других — это сильные технические эксперты, которые ведут рекламные кампании, поддерживают лояльность клиентов и занимаются консультационной деятельностью.

Зарплаты дизайнеров вернулись на уровень 2014 года. По словам Сергея Шульги, HR-директора iConText, снижение дохода связано с передачей многих задач на фриланс. Кроме того, появилась большая конкуренция среди кандидатов, из-за чего они стали менее требовательными к финансовой стороне. Данная тенденция наиболее выражена в регионах, где эксперты того же уровня, что и в столице, оцениваются значительно ниже. При этом многие региональные сотрудники берут задачи на удаленную работу от московских компаний, чем существенно усиливают свою экспертизу.

Если говорить о серьезных повышениях окладов, то вершину рейтинга занимают арт-директора и копирайтеры — данные позиции всегда были востребованы в крупных агентствах, так как преимущественно их работа обеспечивает победы в крупных тендерах. Поэтому в этих специалистов агентства готовы вкладывать значительные бюджеты, при соответствующей экспертизе.

HR-директор ADV Юлия Крыленко комментирует выводы АКАР: «Если посмотреть динамику за 5 лет, то разовое повышение зарплат по арт-директорам укладывается в общий тренд повышения зарплат. Если проанализировать весь представленный ряд, то мы увидим, что за пять лет по разным позициям зарплаты в среднем выросли от 4 до 22%. Сейчас происходит гораздо более взвешенный подход к изменениям заработных плат. Чаще повышения привязываются к достижению конкретных результатов».

При подготовке исследования эксперты АКАР также составили представление о региональных рекламных рынках, где зарплатные ожидания существенно отличаются от ожиданий столичных и питерских специалистов. Так в Екатеринбурге расценки ниже примерно на 10%, в Казани — на 30%, а в Новосибирске и Нижнем Новгороде доход рекламистов более чем в 2 раза ниже.