Российский рекламный рынок продолжает терять доходы вместе с падением национальной экономики. По итогам первого полугодия снижение составило 16%, а в денежном выражении рынок достиг отметки в 138 млрд. рублей. Об этом сегодня сообщила Комиссия экспертов Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР).

Напомним, что по итогам первого квартала падение российской рекламы составило 17%, по отдельным медиа - порядка 30%. Некоторая положительная корректировка произошла во втором квартале, из-за чего общее снижение немного замедлилось. Эксперты отмечают, что плохое начало года обусловлено не только нервозностью рекламодателей, но и высокой базой первого квартала 2014 года из-за сочинской олимпиады.

Эфирное телевидение, которое продолжает оставаться крупнейшим медиа в России, стабилизировалось в своем снижении: и в первом, и во втором квартале оно показало снижение на 21%. Такая же цифра, соответственно, и по полугодию, а в денежном выражении это порядка 60 млрд. рублей. Директор по маркетинговым исследованиям АЦ Vi Сергей Веселов отметил, что прогнозирование дальнейшего развития событий - неблагодарное дело: непонятно, чего ждать от IV квартала и какие еще факторы будут влиять на российскую экономику в этот период.

 

 

Чуть улучшило свое положение кабельно-спутниковое ТВ, которое в первом квартале продемонстрировало катастрофическое падение на 59% - это худший результат на рынке. Второй квартал обернулся 45-процентным падением, и в целом по полугодию оно составило 52%. Теперь объем данного сегмента, бывшего до недавнего времени одним из самых перспективных на рынке, составляет менее 1 млрд. рублей за шесть месяцев.

Некоторым образом удалось стабилизировать ситуацию сегменту рекламы на радио. Если в первом полугодии падение составило 25%, но в январе-июне этот показатель достиг отметки в 21%, до примерно 6 млрд. рублей. Буквально в свободном падении находится сегмент печатной прессы: за первое полугодие 2015 года он потерял еще треть объема и теперь составляет около 11 млрд. рублей. Некогда второй по величине сегмент сейчас уступает не только ТВ и интернету, но и наружной рекламе.

Однако такое "выигрышное" положение outdoor может продлиться недолго: неадекватная политика властей в Москве - основном рынке "наружки" - уже привела к закрытию многих игроков рынка. За первые шесть месяцев сегмент потерял в целом по России 27%, но регионы потеряли значительно меньше столицы. Как отметил в своем комментарии глава "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин, всего по году столичный рынок наружной рекламы может собрать около 11 млрд. рублей, 8 из которых необходимо будет отдать по контракту властям. Так что стоит ждать ухудшения положения в сегменте и дальнейшего выхода из рынка игроков.

 

Рынок российской рекламы в долл. США

2013 год - $ 10 млрд (средневзвешенный курс дек. 2013)
2014 год - $ 6,2 млрд (средневзвешенный курс дек. 2014)
I пол. 2015 года - $2,5 млрд (средневзвешенный курс. июня 2015)

 

Единственным драйвером развития российского рекламного рынка остается интернет-реклама, традиционно демонстрирующая разнонаправленные векторы внутри сегмента. Контекстная реклама за полугодие прибавила 15% (темпы ее роста немного замедлились во втором квартале) и достигла отметки в 35 млрд. рублей. Медийная реклама продолжает терять доходы, и по итогам шести месяцев достигла разрыва с "контекстом" в пять раз (порядка 7 млрд. рублей).

Положение медийной рекламы несколько улучшилось: в первом квартале она упала сразу на 18%, во втором - только на 5%, в целом по полугодию - на 11%. Это обусловлено и снижением темпов падения интереса к баннерной рекламе, и продолжающимся ростом видеорекламы. Продолжает терять доходы indoor и реклама в кинотеатрах.

 

Сегменты Январь-июнь 2015 г. Прирост, %
Телевидение 61.1-61.6 -22%
в т.ч. эфирное 60.2-60.7 -21%
кабельно-спутниковое 0.92 -52%
Радио 6.0-6.2 -21%
Печатные СМИ 11.2-11.4 -33%
в т.ч. газеты 3.1-3.3 -26%
журналы 5.4-5.6 -33%
рекламные издания 2.5-2.7 -40%
Наружная реклама 15.3-15.5 -27%
Интернет 41.6-42.0 10%
в т.ч. медийная реклама 7.1-7.2 -11%
контекстная реклама* 34.5-34.8 15%
Прочие 1.75 -16
ИТОГО 137.4-137.9 -16%
 

 


 

Алексей Ковылов, президент АКАР, президент РА Grey

С начала года рынок развивается горизонтально, те показатели, которые мы зафиксировали по итогам первого квартала, во многом оказались актуальны и для второго. То есть, произошла минимальная коррекция общих показателей, сейчас  мы находимся на уровне -16% по сравнению с предыдущим полугодием, даже на 1 % выше, чем в 1 квартале.

Эти показатели говорят о том,  что игроки рынка и рекламодатели адаптировались к новым экономическим условиям и соответственно строят планы, развивают свой бизнес. И хотя на рынке доминирует практика краткосрочных и среднесрочных медиа-сделок, текущие планы формируются приблизительно в тех же объемах, которые мы имели на уровне первого полугодия.