Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
  Сотка
   Владимир Путин обсудил с журналистами свою статью 
124
Реклама на Sostav.ru Сделать домашней страницей Контакты Sostav.ua Русская версия
Сотка

Версия для печати


Лидер - женщина

Доля женщин среди российских предпринимателей приближается к 30%. Какие преимущества приобретает компания, когда ей руководит женщина? Легко ли бизнес-вумен оставаться нежной женой и заботливой матерью? Как решает она возникающие проблемы?

КОРМИТЬ СЕМЬЮ ИЛИ САМОРЕАЛИЗОВАТЬСЯ?

Российские женщины, которые в конце 80-х годов со слезами на глазах смотрели по телевизору, как бедствующая "просто Мария" покупает себе швейную машинку и чудесным образом становится успешным модельером, в начале 90-х подтаскивали мужьям в Лужниках клетчатые баулы. А в конце 90-х заняли прочное и естественное положение в российском бизнесе. По данным Ассоциации женщин-предпринимательниц, бизнесом - в основном малым и средним - занимается 26% наших соотечественниц. Российская деловая женщина новой формации - это уже не бой-баба и не мужик в юбке. Часто это привлекательная, прекрасно одетая женщина; умная, проницательная, энергичная, успешно управляющая людьми и деньгами. Почему же женщины безопасной работе по найму предпочитают рискованное предпринимательство? Десять лет назад все было прозаично: старые советские предприятия бедствовали, нужно было кормить семью. Психологи отмечают, что на сломе и в кризисной ситуации многие женщины мобилизовались и адаптировались к новым условиям быстрее мужчин. Они не гнушались спрятать подальше институтский диплом и радикальным образом сменить род деятельности. Сейчас все изменилось.
- Цели разные, - рассказывает Григорий Крамской, директор психологического центра "Команда". - Многие женщины, особенно часто это встречается у молодых, приходят в бизнес для самоутверждения, чтобы доказать свою независимость. Гораздо реже, но бывает, что женщина, как и мужчина, приходит в бизнес, потому что не может не заниматься предпринимательством.
- Я очень многих об этом спрашивала - почему? - рассуждает Екатерина Михайлова, кандидат психологических наук, тренер-консультант центра обучения "Класс". - И первый ответ был таков: пришлось, сложилось, не хотелось упускать возможность. Честно говоря, я не до конца верю, что это просто потребность кормить семью. Ведь к женщине, занявшейся бизнесом, до сих пор существует какое-то предвзятое отношение: вот, дескать, полезла!
Тем не менее, Екатерине Михайловой встречался и такой ответ: интересно! То есть привлекает творчество, возможность "потрогать" результаты своего дела. А это дорого стоит, ведь бизнес может быть и неудачным. - Кроме того, роль жены успешного мужчины - убога, - продолжает Екатерина Михайлова. - Потому что российский мужчина не умеет в полной мере быть главой семьи, а российская женщина - просто женой. В тех странах, где эта модель традиционна, существует огромное количество социальных институтов, которые ее поддерживают, а у нас их нет. И возможность иметь свое дело, как ни странно, в России для женщины психологически безопаснее.

ИГРА НА ЧУЖОМ ПОЛЕ?

Судя по опросам успешных бизнес-леди, никто из них не испытывал дискриминации по половому признаку.

Галина Зинкина, генеральный директор производственной фирмы "Валента" (автозаправочные станции и автосервис, Зеленоград):
- Скорее, наоборот. То, что я женщина, даже как-то помогает. Я никогда не чувствовала враждебности. Хотя в бизнесе отличий по половому признаку нет. В бизнесе все равны.

Наталия Воробьева, генеральный директор туристической фирмы "Натали-Турс":
- В туризме традиционно работают женщины. Мне кажется, в этой сфере им ничего не мешает.

Ольга Шибаева, генеральный директор информационного агентства "Информтел":
- Может, в самом начале моей деятельности и были случаи, когда меня не воспринимали на том уровне, на котором хотелось бы. Но это скорее от недостатка опыта и понимания, а не оттого, что я - женщина. На самом деле, главное - это правильное управление компанией, прибыль, то есть конечный результат.

Если посмотреть, где именно заняты женщины-предпринимательницы, то выясняется, что основные сферы приложения их труда все-таки вырисовываются: информационные услуги, туризм, недвижимость, бытовые услуги (пекарни, кондитерские цеха, салоны красоты), образование, медицина.
- Трудно встретить женщину, работающую на высоких позициях в нефтяной компании, - говорит Григорий Крамской. - Нефть, строительство, автомобили - мужчины в силу разных традиций не пускают туда женщин, да те особо и не рвутся. Причем так во всем мире. Зато так же трудно найти мужчину, владеющего цветочным магазином или - особенно - салоном красоты.
По мнению Григория Крамского, в России сегодня все-таки есть женский бизнес и есть мужской бизнес. По его наблюдениям, у женщин хорошо получается управлять персоналом в малых компаниях (в крупных компаниях эффективнее справляются мужчины). Хорошим, дорогим рестораном обычно управляет мужчина, здесь требуется стратегическое видение. Но в области финансов учет лучше получается у женщины.

- С продажами эффективно справляются и мужчины, и женщины, - рассказывает психолог, - причем в тех отраслях бизнеса, которые традиционно считаются мужскими, например, в продажах программного обеспечения, я встречал прекраснейших руководителей-женщин. Много женщин успешно работают в маркетинге: считается, что это хорошее приложение классической женской интуиции.
Женщинам же, которые решили играть на "чужом поле", приходится помнить об условностях и традициях.

Марина, генеральный директор и совладелица (вместе с мужем) крупной транспортной компании:
- Окончательное решение всегда за мной, но в серьезных переговорах обычно участвует муж. Я в это время сижу в секретарской. У нас с ним разработана целая процедура, когда в сложных случаях он, не подавая виду и не показывая сомнений, непринужденно выходит из переговорной, якобы в туалет, и быстро шепотом излагает мне условия, а я решаю, соглашаться или нет.

Как оценить это пример? Екатерина Михайлова считает, что он свидетельствует об очень слаженной команде:
- Мужчина в этой фирме очень достойно исполняет свою роль. Может, в какие-то моменты ему не совсем приятно быть вторым лицом и бегать советоваться в коридор, может, и его жене не очень нравится сидеть под дверью. В этом есть что-то комическое. Но в целом все выигрывают. Потому что по ту сторону стола переговоров часто сидят люди, которые видят своего партнера именно таким: солидный дядька в дорогом костюме с папкой, из которой он с важным видом достает бумаги. Это важно, ведь мы живем в мифологическом пространстве. Если мы хотим успешно делать свои дела, то мы должны учитывать все мифы и предрассудки, с которыми сталкиваемся.

ДАМСКИЕ ШТУЧКИ

Считается, что выигрышные качества слабого пола - интуиция и умение находить общий язык с самыми разными людьми, как с партнерами, так и с конкурентами. Считается, что женщины прекрасные дипломаты. Еще одно сильное качество - внимание к деталям. Считается, что мужчины ведут себя эффективнее на пике кризиса, но им труднее его выдерживать долго, в то время как женщину быстрее выбьют из колеи внезапно обрушившиеся проблемы. Но зато она более стойко будет противостоять им, если кризис затягивается надолго.
А еще женщины реже снимают стресс алкоголем. Прекрасный пол меньше склонен к риску, а потому редко ввязывается в авантюрные проекты. Считается, что женщины более законопослушны. Потому многие даже уходят из бизнеса, ибо совесть не позволяет им "ради дела" постоянно обходить закон. По мнению некоторых психологов, женский стиль управления - не традиционный жестко-авторитарный, а нацеленный на развитие команды, сотрудничества. Этот стиль даже называют "менеджментом XXI века", "новой корпоративной культурой".

Компания "Натали-Турс" стала туристической совершенно случайно. По словам Наталии Воробьевой, в начале 90-х они с мужем, научные сотрудники МАИ, чего только не перепробовали, пытаясь заработать деньги: и экспортом-импортом занимались, и маленькие самолеты продавали, и путевки в Сочи. Лучше всего получилось с путевками, тем более что вскоре удалось начать продавать туры не в Сочи, а в Испанию. Сейчас "Натали-Турс" - крупнейший российский туроператор по испанскому направлению. А руководящие функции супруги поделили следующим образом: Владимир - президент компании, Наталия - генеральный директор, осуществляющий непосредственное управление.
- Просто у меня такой склад характера, - объясняет она. - Какой? Умею общаться с людьми, причем как со знакомыми, так и с незнакомыми. Ведь приходится договариваться в ситуациях, когда кажется, что договориться невозможно. Но кроме этого, надо иметь некоторую жесткость характера, потому что далеко не всегда приходится говорить "да". Бывают ситуации, когда очень тяжело сказать "нет", но, тем не менее, это надо сделать в интересах компании.

Галина Зинкина тоже занималась в начале 90-х различными видами деятельности (правда, первоначально не с мужем, а с матерью): сначала арендовала склады и сдавала их в субаренду, потом пробовала запустить швейный цех, цех деревообработки. Однако хотелось все-таки работать по своему профессиональному профилю (Галина закончила нефтяной институт по специальности "Эксплуатация и хранение нефтепродуктов"). Поэтому на вырученные от аренды деньги она купила бензовозы, а потом, по случаю, и оборудование для заправочной станции. Зинкина занимается бизнесом как раз в том самом секторе, который мужским считается просто по определению, и до недавнего времени вообще была единственной в Московской области женщиной, управляющей АЗС.
- Муж работал на госпредприятии и раньше вообще не принимал слова "коммерция", - рассказывает она. - Мужчинам тяжелее изменить свои привычки. Да, не скрою, это был больной вопрос: кто главный в нашем бизнесе. Но мы все-таки притерлись, разобрались, что у кого лучше получается. У него - организация строительства, работа с рабочими. Ну а я с самого начала вникала во все.
Сейчас фирма "Валента" владеет двумя заправочными станциями в Зеленограде и развивает смежный сервис: при станции есть кафе, магазин, автомастерская.
- В самом начале мы установили финскую систему отпуска ГСМ, которая подразумевала кодирование кредитных карт и возможность отпуска по безналичному расчету, - рассказывает Зинкина. - В то время, когда, кроме как по талонам, бензин вообще не продавали, была большая новация. Сейчас же ситуация совершенно изменилась, и нас бы уже не было, если бы мы вовремя не нацелились на перспективу. Сейчас у нас 50% выручки поступает по безналичному расчету. Отпускаем большегрузным машинам бензин в кредит, обслуживаем практически все предприятия Зеленограда, даже маленькие - нам дороги все партнеры.
Через десять лет после своего бизнес-старта Галина Зинкина решила получить второе высшее образование: сейчас учится "менеджменту". Считает свой бизнес успешным, но, тем не менее, признается, что ей не хватает специальных знаний. Теперь она по науке "делегирует власть" своим подчиненным и... вдруг узнала, что теплые и почти семейные отношения, сложившиеся в ее коллективе, которые она втайне считала недостатком, в учебниках называются "клубными" и считаются высшим пилотажем управления.
Галина благодарна персоналу за то, что не покинул ее в трудное время, когда на местный рынок пришел "ЛУКОЙЛ", который обвалил цены и разорил многие частные бензоколонки. Она парится с подчиненными в бане, устраивает их детей в школы и детсады... Кстати, такая забота тоже считается "женским стилем" в бизнесе.

Eще есть типично дамские штучки. Отличный пример такой тактики наблюдала Екатерина Михайлова:
- Есть у меня знакомая - "милая дама", которая работает в бизнесе, связанном с проведением психологических тренингов. В Москве на этом рынке высокая конкуренция, поэтому вопрос, кого выберет клиент, очень важен. Поэтому моя знакомая ведет себя так. Она одевается в розовое, у нее модно уложенные кудряшки, у нее крохотный портфельчик, похожий на ридикюль, время от времени она его роняет. Она страшно приветливая, общительная, и, как ни странно, она работает успешнее многих своих конкурентов, стилизованных под акул бизнеса. Потому что общение с ней партнера расслабляет. Это уже потом оказывается, что она крайне организованный человек, что она ничего не забывает, несмотря на то что у нее постоянно падает ридикюль. Это часть ее образа - чуть рассеянный, чуть легкомысленный. Но я видела ее на очень драматичных совещаниях, где она была совсем другой: жесткой, четкой, быстро принимающей решения.
То есть когда женщины не стремятся доказать мужчинам, что они "не хуже", не ставят цель, чтобы их во что бы то ни стало принимали всерьез, они выигрывают.
- Когда мужчины-конкуренты не ожидают от тебя владения ситуацией, тогда они с тобой не сразу начинают бороться и можно получить преимущество, например, в сборе информации, - говорит Екатерина Михайлова. - Чему надо учиться постоянно - это разбираться в людях, - считает Ольга Шибаева. - Понимать, как повести разговор с тем или иным человеком, где избрать жесткую линию поведения, а где наоборот.
Я знаю многих людей, которые используют даже какие-то артистические способности для дела, и это здорово. Но я не умею играть и всегда остаюсь собой. Что касается кризисных ситуаций, я знаю одно: когда чувствую, что обстановка накалилась, я стараюсь не принимать скоропалительных решений. В ходе острой ситуации, на мой взгляд, лучше сначала остыть, собраться, оценить положение с разных точек зрения, и только после этого делать какие-то решительные шаги.
- Я достаточно эмоциональный человек, - утверждает Наталия Воробьева. - Но в сложных ситуациях, когда, допустим, на меня кричат, наоборот, успокаиваюсь. Легко ли иду на компромиссы? По-моему, понятия "компромисс" и "добиться того, чего хотел" - это близкие понятия. Да, я достаточно легко соглашаюсь на компромисс и понимаю, что если не затронута суть, то о деталях легко можно договориться.
- Раньше я кричала на подчиненных, - признается Галина Зинкина. - Теперь не кричу. Эмоции есть, конечно, но за эти годы я уже научилась их сдерживать, да и мои взгляды поменялись. Дело в том, что еще из социализма пришло правило, что руководитель должен подчиненного на ковер вызывать, и я считала, что это правильно. А сейчас я точно знаю: кричать - это лишнее. Надо сначала изучить ситуацию, донести до подчиненного, что ты хочешь. А если человек не понимает - просто с ним расстаться.

ЦЕНА УСПЕХА

Ну и, наконец, цена, которую приходится платить за успех в бизнесе. - Конечно, в первую очередь - это личная жизнь, - отвечает Наталия Воробьева, которая до сих пор, по ее признанию, работает по 10-12 часов в сутки. - Женщине-предпринимателю приходится смириться с тем, что она будет урывками видеться с детьми и, возможно, уже никогда не сможет позволить себе еще одного ребенка. Просто потому что не на кого оставить дело.
- Да, пришлось чем-то пожертвовать, особенно вначале, - рассказывает Галина Зинкина. - Но это не из-за нехватки времени, а оттого, что десять лет назад мои жизненные ценности были совсем другими. В тридцать лет работа казалась самой главной, а в сорок начинаешь понимать, что главное - это семья. Да, поначалу я была очень занята бизнесом и постоянными мыслями о нем. Хотя это тоже было неплохо: семья всегда была в курсе моих дел. Мы с мужем и матерью их обсуждали - дети сидели и слушали. И это дает результат, потому что воспитание - это не только говорить, но и делать. Сейчас мой старший сын пошел по моим стопам, работает в "ЛУКОЙЛе", а младший учится менеджменту. Впрочем, соцопросы показывают, что уровень удовлетворенности жизнью у женщин, делающих деловую карьеру, все-таки выше.

ПЯТЬ ПРОБЛЕМ ДЕЛОВОЙ ЖЕНЩИНЫ

Екатерина МИХАЙЛОВА, кандидат психологических наук, консультант центра "Класс":

1. Не стать трудоголиком.
Главная проблема для любой работающей женщины. Трудоголизм делает ущербной личную жизнь, приводит к стрессам, перенапряжениям, ощущению дискомфорта из-за чрезмерной зависимости от работы.

2. Научиться играть на чужом поле.
Эта проблема связана с общественными предрассудками. До сих пор в обыденном сознании считается, что бизнес - не женское дело. Поэтому стартовые условия для мужчин и женщин в бизнесе не равны.

3. В хозяйстве все должно быть в порядке!
Есть такая весьма распространенная установка: у "правильной" хозяйки дома должна быть идеальная чистота, идеально сервированный стол, идеально воспитанные дети. Часто женщины так же относятся и к работе. Для женщины-руководителя стремление "сделать все лучше всех" опасно постоянными стрессами. Кроме того, это явно вредит работе: если стремиться все делать на высшем уровне и не доверять ответственную работу своим подчиненным, то бизнес будет проигрывать.

4. Не поддаться комплексу суперженщины.
Такая женщина стремится быть лучшей во всем: идеальная мать, дочь, жена, хозяйка, начальник. Но желание достичь высоких результатов во всем и сразу - не очень здоровая потребность. Нужно умение где-то сказать себе "стоп".

5. Устроить личную жизнь.
У бизнес-леди внутренние проблемы такие же, как и у всех остальных женщин: непонимание с детьми, неудовлетворенность собой... Но они чаще своих "домашних" подруг страдают от одиночества. Часто это сопряжено с неуверенностью в себе: деловым женщинам кажется, что мужчины не замечают их сексуальности и воспринимают только как партнеров по бизнесу. Другая причина одиночества - боязнь потерять свободу. И наконец, женщине, знающей себе цену - смелой, решительной, эффектной, - очень трудно найти мужчину, который бы ей соответствовал. Случается, что рядом с бизнес-леди оказываются только "маменькины сынки". А они ей не нужны.


ИРИНА БЕЛАШЕВА
17.04.2003  Журнал "Свой бизнес", #03(08) март 2003



Загрузка
Сотка

Уважаемые коллеги!

     В разделе "Сотка" размещаются публикации, вызвавшие наибольший интерес читателей портала и набравшие 100 и более постингов. Материал открыт для обсуждения до тех пор, пока новый, набравший 100 постингов, не сменит его.


2014

2013

2012

2011

2010

2009

2008

2007

2006

2005

2004

2003
05.12 Depot WPF Brand & Identity для ТМ "ЧАЙКОФСКИЙ" 
101


03.09 "Сколько стоит сняться в рекламном ролике с президентом?" Владимир Путин обвинен в незаконной агитации 
116


28.08 Депутат Государственной Думы Максим Васильев подготовил поправку в статью 8 и в статью 20 Федерального закона "О рекламе", которая запрещает использовать в рекламе элементы порнографии. 
134


12.08 "Понятие 'иногородний' вообще нелегитимно". Прокуратура проверит московское правительство 
160


07.08 Депутат Астраханкина считает рекламу Rexona угрозой информационной безопасности России 
100


18.07 РОЛ и Рамблер нашли средство против "Центра американского английского" 
128


26.06 Дурак – идеал рыночной экономики! Как зрителя превратить в покупателя. 
123


24.06 За два месяца продажи пива "Тинькофф" выросли в 25 раз 
106


20.06 Упаковочный конфликт. "Вимм-Билль-Данн" утверждает, что его ягоды клонировали 
279


16.06 Рекламодатели слишком увлеклись сексом 
116


29.04 Пельмени "Хвалынские" - новая торговая марка от РГ Depot WPF Advertising 
108


17.04 Лидер - женщина.Какие преимущества приобретает компания, когда ей руководит женщина?  
119


27.03 Дизайн - бюро агентства A.R.M.I. закончило работы по брэндингу для Кондитерского Объединения «Любимый край» (С.-Петербург). 
103


07.02 Как Палыч накормил Россию. Самарская фирма "У Палыча" без особой рекламы стала известна потребителям по всей стране.  
111



2002

2000
© "ООО Состав.ру" 1998-2012

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов