Что будет с российским круизным флотом?

2021-06-28 11:07:22 252

Прогноз развития рынка речных судов в текущей экономической ситуации в России (с обновлением)

Интерес к речным круизным пассажирским судам (РКПС) неслучаен. Несмотря на все перипетии с внутренним водным транспортом и международной обстановкой, водные путешествия являются вполне продаваемым продуктом и количество клиентов, особенно по рекам Европы, продолжает расти из года в год, что отражается и на количестве судов.

Средний возраст находящихся в эксплуатации отечественных РКПС по данным РРР и речных круизных компаний достиг 45 лет. Судовладельцы пытаются "парировать" физическое старение судов путем дорогих ремонтов и замены кают на более комфортабельные, но при этом сокращается их пассажировместимость.

Однако проблема не только в формальном возрасте судов, но и в том, что значительная часть этих судов морально устарела. Кроме того, далеко не все старые проекты можно эффективно довести до современных представлений о комфорте и надежности.

Понятно, что утилизация является абсолютно объективным процессом. Благодаря этому поддерживается достаточный уровень безопасности водного транспорта, происходит совершенствование применяемых технических средств.

Исследования однозначно показали, что утилизация старых серий речных круизных пассажирских судов идет с нарастающими темпами. Пик ее пришелся на 2011-2018 годы, и этот процесс продолжается сейчас.

К февралю 2019 года из 254 построенных в советское время речных круизных пассажирских судов 98 (38,6%) были списаны (6,7% – 17 судов потеряны в катастрофах, утилизировано 31,9% – 81 судно). В отстое находилось 32 судна (12,6%) средним возрастом 57,7 лет. В эксплуатации – формально 124 судна (48,8%) средним возрастом 45,2 года, причем из них 4 под иностранным флагом. Средний возраст утилизации – 47,1 год. По результатам анализа списания по отдельным проектам судов можно было сделать вывод о трех моделях списания, характерных для отечественных судов водного транспорта:

- списание по классической схеме, при которой значительная часть судов серии списывается при достижении судами максимального допустимого расчетного срока эксплуатации, как правило, для РКПС 45-50 лет, а оставшиеся в эксплуатации суда списываются по остаточном принципу (по убывающей), основной график списания судов имеет линейный характер;

- списание в силу морального устаревания, при которой значительная часть судов серии списывается при наступлении определенных внешних обстоятельств (обвал рынка, потеря экономики в работе судна, несоответствие судна конъюнктуре рынка);

- списание по комбинированной схеме, при которой суда серии списываются постепенно в зависимости от достижения допустимого расчетного срока эксплуатации, режимов эксплуатации и технико-экономических свойств судна (модернизации, реклассификации, переоборудования), основной график списания имеет в разные годы как линейную часть, так и скачкообразную.

Основным критерием грядущего списания РКПС в России является моральное старение, в том числе по экономическим и экологическим требованиям и по характеристикам самого судна, то есть невостребованность судна рынком.