Рынок MVNO в России — виртуальный или реально существующий?

2013-05-11 22:49:33 2160

Давайте разберемся для начала в терминологии.
MVNO (Mobile Virtual Network Operator) - это оператор сотовой связи, который оказывает услуги под своим именем, но использует технические возможности, лицензию другой компании. Часто используется одна система биллинга, общая сотовая сеть и коммутаторы.
Рынок виртуальных мобильных операторов в России начал развиваться почти 15 лет назад с появлением оператора "КорбинаТелеком". Эта компания заключила соглашение с компанией "ВымпелКом" по использованию возможностей ее сети DAMPS.
Маркетинговое исследование виртуальных мобильных операторов России показывает, что этот сегмент рынка в России заполняют условно-виртуальные операторы, которые создаются просто на базе основного оператора, фактически просто меняя название и бренд. Например, как созданный на базе сети МТС оператор "Ашан - мобайл".
По информации анализа рынка виртуальных операторов России, еще в конце 2011 года Россвязь выделила нумерацию 14 виртуальным операторам. В итоге российским виртуалам досталось 5,33 миллиона номеров. Большую часть номеров получили "Ростелеком", ТТК, МТТ. Также федеральный оператор НИС ГЛОНАСС планирует развивать инфраструктуру MVNO в 15 субъектах России. Компания выйдет на рынки Москвы, Петербурга, Казани, Астрахани, Твери, Курска, Тамбова и др. Основной объем пуско-наладочных работ планируется завершить уже к концу мая этого года. Также компания ТТК намерена развивать проект по созданию оператора MVNO для работников РЖД. Если проект будет успешным, то услуги этого виртуального оператора распространят и на пассажиров железной дороги.

Обзор рынка позволил сделать вывод о том, что прибыльность и рентабельность виртуальных операторов базируется на предоставлении либо очень дешевых услуг, либо уникальных услуг. Например, оператор "Алло Инкогнито" специализируется на предоставлении услуг интеллектуальной связи и продвинутого антиопределителя номера.
Конечно, не все проекты по созданию виртуальных операторов работают успешно. Так, X5 Retail Group и компания МТС приняли решение о свертывании проекта "Аллё!". Проект был начат в 2010 году, оператор использовал структуру МТС и был интегрирован с программой лояльности для клиентов X5. Но желаемого количества абонентов "Аллё!" получить так и не удалось, и было решено закрыть проект.
Следует сказать, что в России сотовые компании неохотно делятся инфраструктурой с виртуальными операторами, видя в них конкурентов. Чаще всего игроки рынка мобильной связи России сами создают операторов, рассчитанных на обслуживание узкой категории потребителей.
Исследование рынка показало, что россияне все-таки больше доверяют обычным мобильным операторам, особенно активно пользуясь услугами "большой тройки": Билайн, МегаФон, МТС.
Поэтому перспективы рынка виртуальных мобильных операторов в России достаточно туманны.