Российский интернет проиграл борьбу за чистоплотность

2012-04-12 17:04:00 4849

Здравствуйте, мои уважаемые читатели. Те из вас, кто меня постоянно читает на различных ресурсах, знают, что мои статьи всегда направлены на клиентов и рассказывают об интернет-маркетинге и веб-аналитике. Затрагивая клиентские вопросы, связанные с эффективностью сайтов и рекламных кампаний, я никогда не касался профессиональной стороны российского интернета (простите, что пишу таким длинным словосочетанием — от слова «рунет» меня каждый раз передергивает, слишком уж непрофессиональными коллегами оно постоянно муссируется).

Отчасти это происходило по причине того, что я не считал себя имеющим право на комментирование трендов развития целой области, ведь всего каких-то 6 лет назад я только начинал заниматься интернетом на профессиональном уровне. С того момента прошло много времени, индустрия изменилась и о российском интернете уже пишут в огромных количествах аналитические экзерсисы журналисты непрофильных изданий, продюсеры (здесь хочется добавить «и музыканты»), трендсеттеры, блоггеры, PR-специалисты без спецзнаний и другие участники индустрии. Индустрии, как это не печально, больной отсутствием настоящего профессионализма и бизнес-этики.

Признаюсь, больше нет сил молчать. И эта статья не имеет никаких бизнес-целей, являясь своеобразным криком души. Надеюсь, что читатели отнесутся к материалу, написанному мной не как к мантре одного из бесчисленных гуру, звездочек (или «телочек», как практикуется называть дам на нашем рынке), героев и других типичных «рунет-дефиниций». Андрей Юнисов — человек с опытом работы в 6 лет в индустрии, с опытом работы в интернет-маркетинге глобальной компании Parallels и с опытом открытия нового сегмента рынка — веб-аналитики, что нынче hot topic. Это нельзя сравнивать с настоящими гуру, ведь за небольшой срок имеется достигнутый результат, и не в виде полученных инвестиций, вау! Статья вырождается как заполнение пропасти между проклятиями и объятиями в адрес российской интернет-индустрии, как некое психотерапевтическое упражнение автора.

Российский интернет проиграл борьбу за свою чистоплотность. RIP. Неопрятный и расхристанный, он вполне себе гармонично вошел, на мой взгляд, в состав многих областей деятельности нашей молодой страны с характерными чертами масс-маркета, непрофессионализма и шапочности знаний. Сел как влитой, совпал как паззлы Покахонтас, которые я собирал когда-то в детстве.
Следствием любого тренда, который двигается в сторону масс-маркета, являются такие явления как шапочность и непрофессионализм, авантюризм и отсутствие нравственных ориентиров. Давайте окинем взглядом каждый из них, чтобы понять, в составе какого интернета мы с Вами находимся, друзья.

Шапочность и непрофессионализм

Сразу определим этот термин. Под шапочностью я понимаю шапочность знаний, отсутствие углубления в какую-либо область и гегемонию профессионального универсализма. Lack of specialization, как часто говорят западные трендсеттеры в области менеджмента.

Предела моему удивлению нет, когда я встречаюсь с этим в нынешнем состоянии российского онлайна. Недавние профессионалы в области оффлайн-продвижения вдруг оказываются у руля известных интернет-стартапов, проклиная свет при очередной неудаче. Финансисты ищут счастья в венчурных фондах около IT на должностях по поиску новых проектов, разыскивая инновационные CMS-системы. Бойкие PR-менеджеры модельной внешности, сместившиеся из политического PR в интернетное буйство, рассказывают о том, как же все-таки делать PR в интернете, когда продукт только на стадии early beta.

Есть и более конкретный пример. В нашей части индустрии — веб-аналитике, которая начиналась недавно, за последний год появилась куча новых игроков. Давно присутствуя на рынке размещения рекламы, продвижения и создания сайтов, эти игроки кинулись в аналитическую стезю с такой скоростью копирования текстов с нашего сайта, что иногда я чувствую себя искателем, напавшим на огромную золотую жилу в безмолвной пустыне. Почти каждый считает верным заявить о том, что делает идентичные услуги, что и Webprofiters (безусловно примечательно то, что все они дешевле и более качественны).
При этом, никто из коллег точно не знает примерно 50% услуг, которые оказывает WebProfiters. Оставшиеся 50% услуг уже присутствуют у всех основных игроков. Меня удивляет, как рекламное агентство может одновременно заниматься измерениями и аналитикой ведомой им же рекламы. Такие коллизии характерны, разве что, для страхового рынка, на котором иногда независимая экспертиза по оценке машин после аварии сидит в здании страховой компании и датируется ей же. А Вы бы доверяли такой оценке стоимости ремонта? Хотя в нашей стране возможны не только такие варианты аффилированности, но и похлеще.

Есть и другие веселые моменты. PR основателей стартапа еще до выхода его на рынок. Непонимание различия между поисковым продвижением и контекстной рекламой для ведущих «хантеров рунета». Рейтинги «молодых звезд рунета», где сравнивают фаундеров и верстальщиков. Знатоки юзабилити, которые не знают формулу конверсии.

Но лучше приводить хорошие примеры, ведь такие тоже есть. Недавно мне написал в Skype руководитель одного достаточно крупного креативного агентства, спросил про мою статью и признался, что ничего не понимает в контекстной рекламе. Я уважаю его за этот поступок и высоко оцениваю его креативное агентство. И мне приятно общаться с человеком, который имеет силу заявить о своей некомпетентности в отдельном вопросе. Зато в своих делах он высококлассный мастер, которому я доверяю.

Масса интеллектуалов сейчас набросится на меня, углубляя тезис о том, что знания должны быть комплексными и всеобъемлющими. Внедрение этой преступной мысли также провоцируется теми, кто меняет области нашей индустрии как перчатки. Усиленная деятельность таких интеллектуалов на благо российского интернета явно «приносит плоды», нужно лишь попытаться вспомнить успехи тех, кто перебегает из проекта в проект, постоянно блистая на различных гламурных мероприятиях индустрии без конкретных результатов, но зато в лучах славы и почета. В такой динамике мы сами виноваты, бесконечно и бездумно лайкая приложения в соцсетях, которые провоцируют смену работы. Мы навсегда будем связаны с непрофессионализмом и шапочностью, муссируя миф о простоте предпринимательства на очередном «стартап-сауне, стартап-афише, стартам-сами_подставьте_любое_слово». Именно те, кто генерирует такое ответственны за общий негативный тренд.

Авантюризм

Нет ничего более авантюрного, чем российский интернет. Для меня этот тезис стал окончательно подтвержден после посещения стартап-мероприятия в качестве эксперта, на котором из 80 проектов только 2 из отсмотренных мной имели некое подобие бизнес-модели. Вместе с тем, каждый из ребят был мне симпатичен, потому что не побоялся участвовать в таком мероприятии. Но каждый из них имел некие розовые очки перед глазами, очевидно не понимая даже, стоит ли тратить время на собственный бизнес. Никто не ответил на такие вопросы, как «Будет ли этот бизнес приносить денег много больше, чем наемная хорошая работа?» или «Готов ли ты отказаться от личной жизни, здоровья и многого другого во имя этой авантюры?» Считаю, что таким авантюрным был когда-то и я. И результат получился, может быть, не самый дурной. Но чего он мне стоил — знают только самые близкие для меня люди. И, скорее всего, я просто угадал тренд и позиционирование вовремя.

Второй признак авантюры — бесконтрольные инвестиции и халявные государственные деньги. Среди лидеров здесь мне видятся travel-проекты, которые рапортуют об объеме привлеченного трафика, сумма которого намного больше, чем число показов в поиске по всем travel-запросам. А ведь трафик в России с некоторого времени, вещь исключительно феодального типа, как земля — больше не становится, можно только перераспределить между собой. Это не мешает инвестировать некоторым фондам полугосударственные деньги в такие проекты, рассчитывая на чисто финансовые игрища из области valuation growth. Такие действия порождают непонимание, можем ли мы относиться нормально к вкладыванию государственных денег в высокорисковые проекты при текущей ситуации в России? Могут ли люди нести ответственность за государственные средства в таких ситуациях?

Считаю гигиеническим условием любых инвестиций прозрачность расчетов, объективность оценок бизнеса и отсутствие финансовых авантюр по типу «пузырьковых вздутий». В противном случае, который активно демонстрируется публично, мы не планируем развитие и процветание, а закладываем мотивы для будущей кровавой бойни. В ней можно будет похоронить наши надежды на русских Цукербергов и Кремниевые Долины. Среди всех тех, кто воспевает эту позорную ситуацию, пользуясь своим административным ресурсом есть люди, которые умнее, образованнее, ярче и талантливее всех. А значит — и подлее всех.

Отсутствие нравственных ориентиров

Нравственные ориентиры, сложившиеся в российском сегменте интернета за последние годы, хорошо описал Макбет:

«По мне все средства хороши отныне,
Я так уже увяз в кровавой тине,
Что легче будет мне вперед шагать,
Чем по трясине возвращаться вспять».

Особенно в этом плане отличается индустриально-желтая, «копающая» пресса, публично печатающая разборку между деятелями российского интернета в суде на тему личного имущества и одолженных денег. Уж не знаю, для повышения посещаемости или по просьбе участников процесса, но данный поступок говорит о исключительной журналистской этике данного издания.

Достойное второе место занимается, на мой взгляд, digital-статегами и кооперирующимися с ними в безудержном коитусе бренд-менеджерами, совместно определяющими стратегию коммуникаций бренда в соцсетях, результатом которой является инструкция к управлению правами аккаунта на Facebook. Больший оргазм Нострадамуса возможно испытать только лишь продажнику самой-самой SEO-компании, которая «прокачивает» сайты, или известной контекстной системе, заявляющей о высоком качестве своего роботизированного трафика.

И таких примеров с каждым месяцем становится существенно больше. Поэтому я говорю о том, что мы проиграли борьбу за чистоплотность российской сети. Российский интернет уверенно движется к катастрофе, крепко взявшись за руки и подбадривая себя громкими криками «Ура!» А мне, как невольному участнику, очень хочется, чтобы это движение развернулось в другую сторону.

Оригинал публикации: http://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=10150695491747739&id=674667738