Прогноз Алексея Радкевича ставит под сомнение будущее привычных СМИ
Технологический цунами уже накрыл медиаиндустрию — искусственный интеллект меняет правила игры быстрее, чем редакции успевают адаптироваться. Алексей Радкевич, директор маркетингового агентства полного цикла "Студия ЯЛ", представил развернутый прогноз, который должен встревожить каждого руководителя СМИ.
Постараюсь дать прогноз по поводу СМИ их ближнего и дальнего будущего. Алгоритмы Google уже демонстрируют способность мгновенно формулировать ответы на актуальные новостные запросы — всего в 5-11 словах система выдает суть событий, виртуозно изымая контент даже у платных подписок изданий. Западные медиахолдинги теряют аудиторию катастрофическими темпами.
Забавно, что перед написанием данной статьи я прочел материалы и просмотрел тематические видео с прогнозами того, как будут развиваться СМИ в ближайшие годы. Всюду отмечается кардинальное ускорение цифровой трансформации, хотя предполагалось, что многие фичи мы увидим через 5-15 лет, но мы их можем обозревать прямо сейчас. Очевидно, что инерция этого процесса будет замедляться, однако я бы ускорил все возможные прогнозы в десятки раз, если они касаются работы с какими бы то ни было базами данных.
Барьер входа в медиабизнес рушится на глазах. Почти любой предприниматель может получить лицензию СМИ, нанять главного редактора и запустить информационный портал, который будет "канибализировать" новости у традиционных изданий, адаптируя контент под собственный стиль.
Первое, что можно сказать про вопросы использования ИИ: это только начало, в текущий момент попросту нет нужной инфраструктуры, не готовы специализированные устройства, энергетика и прочее, где бы ИИ в текущем исполнении мог бы развернуться полноценно, поэтому его использование будет идти от различных отраслей в индивидуальном порядке. В ближайшее время стоит основная задача: разобраться со всеми базами данных в мире, структурировать их, объединить и тп. Это займет ближайшие пару лет.
Итак, зачем нужны СМИ, как это понимаем мы, интернет-технологи: верификация информации, адаптация под различные каналы для удобства потребления, скорость подачи. Два последних пункта — это как раз работа с базой данных, с которой ИИ справится намного быстрее и, возможно, лучше обычной редакции.
СМИ здорово напуганы тем, что производителей контента станет не просто много, а очень много. Это касается, в первую очередь, обычных производителей контента, которые могут получить лицензию и просто "хлынут" на рынок СМИ, сметая его. И это даже не предположение, это ближайшая реальность.
Никто не может запретить мне нанять главного редактора, запустить свой новый мегаинформационный портал, который будет работать как надстройка над СМИ, канибализируя новости у них и переписывая под свой стиль. Не новость и то, что вполне доступно получение информации и с любых чатов, вплоть до чатов подъездов. Это не новая история, однако сейчас она может стать доступной для значительно большего числа игроков.
Первое — специальная верификация контента с отметкой в поисковой выдаче (о том, что эта информация верифицированная СМИ). Это не поможет, как я указывал выше: я тоже могу получить лицензию СМИ, при определенных условиях, и начну производить контент.
Второе — переходить на иные форматы продажи контента: подписка, возврат к бумажным носителям.
Для микро региональных СМИ (масштаб района (20-70 тыс человек), не изменится вообще ничего, основная угроза для данного типа СМИ, скорее, это социальные сети. Единственная рекомендация для них — это необходимость поддерживать техсостояние сайта, плюс сбыт контента через разные форматы. Значительного потребительского спроса в районах все равно нет, поэтому живем как живем, полагаясь на уникальный контент.
Основной ущерб в новой реальности будет получен именно на этом уровне. Мы, конечно же, рассматриваем вопросы трафика и осознаем, что часть изданий находится под крылом властей или крупных финансовых, политических игроков: вот для них ничего не изменится. Остальные будут вынуждены открыть платные подписки, но, как вы понимаете, данный рынок не бесконечен, да и незачем быть подписанным более чем на 2-5 платных источников, каковыми бы они не были, федеральными или специализированными.
Варианты развития следующие:
Все эти решения лежат на поверхности и уже неоднократно опробованы на рынке СМИ. Можно посмотреть, к чему это привело, но в условиях текущего кризиса результат будет еще хуже.
Федеральные СМИ — придут к платной подписке.
Специализированные СМИ — для них ничего не изменится.
Самое последнее предложение защиты от новой реальности — это оседлать ее, и самим стать таким ИИ-изданием. Но внедрение ИИ, в случае с сайтами СМИ, это, скорее, решение вопросов углубления труда в настоящее время. Как я говорил выше, нам необходимо пройти этап развития инфраструктуры, перед тем как окунуться в новый мир. А пока это всего лишь приведет к более высокой конкуренции с выбытием значительной части СМИ. Этот процесс будет идти параллельно основному.
Давайте вновь оттолкнемся от базовых проблем СМИ в России и поймем, как нам использовать ИИ в настоящее время.
1) Решение проблемы с авторскими фото. Проблем нет, выгружаем из базы данных все фото. Отделяем фото, принадлежащие редакции (надеюсь, вы их помечали). Обрабатываем через ИИ и загружаем назад. Проблема решена.
2) Устранение битых ссылок и неактуальных связок. Битые ссылки, пропавшие статьи, неактуальные связки с материалами. Управляем всеми внутренними ссылками на сайте. Ставим ссылки на свежие или нужные материалы, формируем сюжеты. Меняем ссылки по выбранной тематике, персоне, компании на свежий сюжет или новость.
3) Автоматическое создание справок. Формируем краткую справку в отношении персон или компаний в автоматическом режиме. Попутно делаем теги для персон и компаний, где данный контент и будет располагаться.
4) Конвертация текстов в видеоконтент. Превращаем все тексты в видео. Как хорошо, когда у вас не просто газета, но еще и телепрограмма. Никогда не задумывались, что можно продублировать статейный материал видеосюжетом?
5) Поисковая оптимизация материалов. Решаем вопрос продвижения отдельных материалов в поиске. Временно или постоянно.
6) Интеграция упоминаний по запросу. Клиенту требуются упоминания для продвижения. В ИИ вставляем туда, куда нужно.
7) Работа со старым контентом. Меняем старый контент. Например, можно дописать несколько тысяч старых материалов с количеством слов в 100-200. Такое вообще никто не любит.
8) Очистка проблемного контента. Боремся со старым контентом. Быстро удаляем упоминания об иноагентах, да еще и без потери смысла материала. Рубим ссылки на ненужный контент.
9) Адаптация под разные площадки. Изменяем материалы для разных площадок. Делаем разные версии для новостной ленты Яндекса и Дзена.
10) Автоматическое дополнение сюжетов. Автодополнения для сюжетов. Всем же интересно, чем закончилась история, но дописывать каждый материал сложно.
11) Динамическое обновление контента. "Пушим" поисковую машину. Меняем контент с выбранной периодичностью.
12) Уникализация массовых материалов Уникализируем заголовки и описания новостей. Поисковики не любят сайты, на которых 500-600 новостей имеют один и тот же заголовок "Прогноз погоды на сегодня".
13) Техническая оптимизация индексации. Заглянем под капот поисковой машины. Может, у вас много малоценных страниц в Яндексе или они имеют статус проиндексировано/просканировано, но не в индексе поисковика Гугла? Кстати, как вы думаете, влияет ли скорость появления ваших материалов в поисковой выдаче Гугла, если ваш сайт забит страницами с подобный пометками?
Все просто: выгружаем все подобные страницы, очищаем от технических ошибок, а далее добавляем или меняем картинки, ставим ссылки на данные материалы с других страниц вашего портала, переписываем тексты с сохранением смысла. Главное, что всё это в автоматическом режиме.
14) Интеллектуальный поиск по сайту. Поиск на сайте может стать интереснее. Что, если посетитель сайта будет писать запрос вида: как решился вопрос с "уголовным делом Ивана Иванова" или "последние новости родной металлургии".
15) Работа с базой пользователей. Работа с базой данных посетителей ваших сайтов. Они зарегистрировались, они пишут комментарии, читают материалы. Вы можете с ними работать в простом режиме: напоминать им о новых событиях, которые касаются материалов, где они отметились или читали. Либо распоряжаться данными о персонах в рамках больших сервисов, и даже лучше, чем это есть сейчас. Можно составлять портреты целевой аудитории в нужном вам формате, и продавать их.
16) Расширенная аналитика. Статистика за пределами аналитики ваших сайтов.
17) Автоматизация редакционной работы. Облегчаем работу редакции. Как вы уже все знаете, персональные боты могут сами писать материалы в избранной вами стилистике, при этом используя всю базу данных вашего сайта для сбора фактической информации.
Но почему бы вам сразу не парсить первоисточники, например, сайт областной прокуратуры, получая сразу готовый материал, а может, просто одобрять его, либо нет? Также можно ускорить работу по сбору информации и разбору того, что наговорили интервьюеры, попутно исключая весь мусор, повторы и абсентную лексику.
18) Перспективы ИИ-редакторов. Представим себе, что я разработал ИИ. Моя задача — это либо скорость, либо верификация, и вот моя ИИ сидит и учится в домовых чатах, соцсетях и пишет контент. Я, как главный редактор, обрабатываю все сплетни, а часть контента получаю обычным способом, часть беру у конкурентов (это не новость). Как быстро появятся такие ребята, учитывая, что на рынке таких много, и они только и ждут, чтобы на него выскочить?
Теперь прогноз на период более двух лет.
В ближайшие пару лет начнется замедление данных процессов. После резкого развития и повышения конкуренции нас будет ждать просадка динамики. Дальнейшие улучшения будут доступны крупным игрокам, но уже не на рынке СМИ. Поэтому как-то подготовиться к появлению таких решений все равно не получится. Возможно строительство новых АЭС для обеспечения энергией мощных серверов и создание массы специализированных ИИ, создание социальной структуры внутри данных ИИ. Все это нас ждет в перспективе 5-20 лет.
Поэтому грядет резкий рост, затем падение динамики (будет ощущаться как стагнация) и переход в новый устой технологического уклада.
Медиаиндустрия стоит на пороге кардинальных изменений. Выживут те, кто сможет адаптировать технологии под свои задачи, а не противостоять неизбежному. Время для подготовки к новой реальности сокращается с каждым днем.
Материал подготовлен на основе прогноза директора цифрового агентства "ЯЛ" Алексея Радкевича, специалиста в области SEO и IT-технологий