Как должен действовать руководитель, чтобы его сотрудники стремились проявить инициативу?

2010-02-03 21:52:13 3264

Сделайте проявления инициативы выгодными

Если человек не склонен проявлять инициативу — никакая стимуляция здесь не поможет. Зато если сотрудник инициативен — задача руководителя:

обеспечить условия для проявления разумной инициативы;
поощрять любые (даже не слишком удачные) проявления инициативы, при этом следует учитывать, что материальное стимулирование имеет очень важное, но не приоритетное значение. Материальные стимулы без неформальных (похвала, благодарность, внимание, возможность перспектив — карьерных и прочих) — теряют свою привлекательность;
продвигать по карьерной лестнице инициативных сотрудников или давать им перспективу роста — иначе они уйдут к конкурентам.

Житейская мудрость «Инициатива наказуема» возникла не на пустом месте. Действительно, что-то предложишь — тебя же заставят это делать, тебя же и накажут, если что сделал не так. А кому это надо? Так любой энтузиазм можно перебить. Следовательно, если руководитель заинтересован в результате, нужно сделать проявления инициативы выгодными. И материальные стимулы здесь не главное. Премии и повышение зарплаты — безусловно, нужны. Но люди работают, а тем более проявляют инициативу не только ради денег. Самореализация, возможность самоутвердиться, добиться успеха и признания, получить уважение окружающих — вот основные цели. На инициативного работника должны смотреть не как на дурака, наоборот, им должны восхищаться. И это восхищение и признание нужно организовать. А поощрение может быть и в виде индивидуального режима работы, дополнительных выходных, дополнительных привилегий и пр.

Как известно, не ошибается тот, кто ничего не делает. Если сотрудник проявляет инициативу, то, естественно, и промахов у него будет больше. Хороший руководитель закроет глаза на мелкие ошибки и похвалит за любые достижения, чтобы поддержать инициативного работника и не отбить у него охоту к экспериментам.

Еще один важнейший стимул — перспектива карьерного роста, это эффективнее, чем материальное стимулирование.

Воплощайте идеи в жизнь и поощряйте инициаторов

Чтобы добиться инициативы от персонала, необходимо воплощение и поощрение. Практически каждый сотрудник хотя бы однажды делает конструктивное предложение. Однако инициативы быстро иссякают, когда люди видят, что предложения принимаются, но не реализуются. Поэтому очень важно воплощать идею в жизнь. В идеале это должен сделать ее инициатор.

Еще один важный фактор — поощрение инициатора, причем не только и не столько материальное. Имя изобретателя или рационализатора должно быть озвучено при всем коллективе. Совсем не обязательно делать это пафосно, достаточно того, чтобы при обсуждении данной идеи ссылаться на того, кто ее предложил.

Дайте сотруднику время на генерацию идей

Для того, чтобы работник проявлял инициативу, руководитель должен придерживаться следующих правил:


Озвучьте свою заинтересованность в получении новых идей.
Не нагружайте ценного специалиста рутинной работой, занимающей много времени. Не мешайте ему генерировать идеи, дайте на это время.
Не отметайте идею с ходу, даже если она не вписывается в рамки деятельности или политики фирмы, кажется экстравагантной или неприемлемой. Попробуйте найти рациональное зерно или компромиссный вариант.
Не контролируйте каждый шаг своего подчиненного, дайте ему свободу действий там, где это допустимо.
Дайте возможность свободно перемещаться в поиске новых идей и способов решения поставленной задачи, ограничив свободу только временными рамками.
Предоставьте необходимые каналы и дайте инструменты, которые помогут работнику в поиске новых решений и идей.
Благодарите и хвалите за проявленную инициативу.
Поощряйте материально, используя систему премий и бонусов.
Дайте возможность расти по карьерной лестнице.


Кто везет — того и погоняют?

Когда растение попадает в благоприятную почву — оно дает рост. Если руководство проводит такую политику, что все идеи по улучшению работы отдела и компании в целом принимаются и анализируются, удачные предложения внедряются, и благодарность инициативному сотруднику находит выражение — то и остальные менее инициативные сотрудники начинают «подтягиваться». В этой ситуации становится видно четкую грань между теми, кто может и хочет, а кто нет. Не все могут быть генераторами идей, должны быть и реализаторы, которых вполне устраивает эта роль, и они с ней справляются отлично. Менее инициативным можно помочь, вовлекая их в общий процесс. А с совсем безынциативными, наверное, лучше расстаться. Главное, чтобы не складывалась ситуация — кто везет — того и погоняют, а варианты поощрения работали на стимулирование.

Источник: деловая сеть "Деловой Мир.biz"