С 2022 года в России формируется кризис менеджмента. Это связано с уходом крупных западных компаний и низкой конкуренцией среди российских управленцев. По словам вице-президента и сооснователя холдинга "Адамант" Аркадия Теплицкого, профессионалов на рынке осталось мало: уровень их компетенций редко соответствует зарплатной стоимости.
В России плохо развит рынок HR-агентств. Рекрутеры должны четко понимать психологический портрет кандидата, знать уровень его стрессоустойчивости и коммуникабельности, проводить первичную проверку и собеседование. Но по факту заказчику дают то, что есть, а не то, что требуется. Если тебе нужен хороший специалист, тебе приходится его хантить.
Теплицкий отмечает, что сильного генерального директора от слабого отличает одно простое правило: управляя предприятием, он ставит во главу угла интересы акционера. Его основная задача – обеспечить максимально возможную прибыль компании. Он выстраивает процессы так, чтобы доходы стабильно превышали расходы. Также важно, чтобы он умел контролировать расходную часть.
Выручка может расти, но если расходы “съели” весь прирост – это управленческая ошибка. Есть объективные факторы, такие как рост налогов или зарплат. Но есть и субъективные: неэффективность, размытая дисциплина, неумение ставить задачи или проверять их выполнение. Сильные директор эти субъективные факторы не допускает.
Хороший руководитель должен обладать человеческими качествами. Это коммуникабельность, умение корректно общаться в любых вертикалях, четко формулировать задачи, грамотно документировать процессы – и перед акционером, и перед подчиненными. Он обязан соблюдать должностные инструкции и требовать этого же от других. Но требовать можно только то, чему научил сам и что действительно закреплено в обязанностях. Генеральный директор не просто выдает поручения, он обеспечивает их выполнение.
Со своей стороны акционеру тоже важно быть открытым и помогать директору: обучать, проводить консультации со специалистами, аудит, юридический консалтинг. Но нужно понимать, что бизнес – это очень объективная сущность. Можно быть добрым и хорошим человеком, но если компания при нем не зарабатывает, то это слабый директор.