Дизайн в эпоху турбулентности: как глобальные сдвиги формируют тренды 2026

2025-12-08 17:18:31 Время чтения 19 мин 13

Отслеживая основные направления, крупные течения, которые задают тон в индустрии, можно заметить, что ключевые тренды в графическом дизайне и, в частности, в дизайне упаковки, напрямую откликаются на процессы, происходящие в мире. Брендинг не существует в изоляции от глобальных событий и изменений, отражая происходящее вокруг. Несколько таких значимых трендов и их влияние на визуальную культуру и бизнес рассмотрим ниже.

Восточный акцент

Азия окончательно заняла роль главного поставщика потребительских трендов, свежих стилей и модных наблюдений. Мы смелее оборачиваемся на Восток и подглядываем визуальные паттерны и само отношение к продуктам, ведению брендов, которые можем адаптировать к российскому рынку и дизайн-среде. Разумеется, в России интерес к Азии подогревается и геополитическим сдвигом: бизнес всё чаще занимается поиском точек проникновения, что мы можем предложить их рынку, а они нашему? 

Азиатская мультипликация и сериалы перестают быть сугубо подростковым развлечением, субкультурой для своих. Выросшие “новые взрослые” больше не стесняются и не скрывают своей любви к дорамам и аниме, аудитория ширится. Сюда же присоединяется гейм-индустрия и музыка, в частности кей-поп. Всё это перестает быть специфичным табу, а становится обычным, повседневным интересом широкой аудитории.

Несмотря на повальную популярность, Азия по-прежнему сохраняет некий ореол экзотики, свежести. Уже более привычная, чем пару лет назад, но тем не менее всё еще не переиспользованная и необычная. Традиционная графика, уличная культура, смелая работа с типографикой, контрастные яркие и, наоборот, сложные приглушенные цветовые палитры воспринимаются как неисчерпанный ресурс для вдохновения.

Российские бренды, стремящиеся оставаться в тренде, активно изучают и сами визуальные стили, и конкретные решения — держат руку на пульсе, адаптируют и внедряют азиатский опыт. Если изначально речь шла о прямом заимствовании: копировании продуктов, визуала, для той части аудитории, кто хочет “попробовать Азию”, но не имеет возможности путешествовать, то теперь мы постепенно переходим к переосмыслению и адаптации. Например, перенимаем умение обращаться с персонажами, маскотами. Учимся создавать такие же забавные, порой инфантильные, милые образы и использовать их как ключ к эмоциональности дизайна. Или использовать необычную манеру сюрреалистичной предметной фотосъёмки с неожиданными предметами, композициями, масштабами — для контента бренда.

Постепенно осваиваем любовь к гипердетализации, сложным паттернам и плотной типографике. Отдельное внимание привлекает уличная культура Азии, от стритфуда и стрит-моды до слоистой рекламы и локальной архитектуры. А также глубокий пласт традиционной печатной графики, который сегодня получает новое прочтение в цифровой среде. Этот синтез наследия и цифры делает азиатскую эстетику частым референсом для современных проектов. 

1 / 2

Максимализм возвращается

Сочетание тренда на азиатский “шумный” визуал, культуры пиксель-перфект, минималистской чистоты интерфейсов, и моды на скандинавские, монотонные бежевые интерьеры рождает контртренд — насыщенный, многослойный дизайн. 

Упаковка и айдентика обрастают деталями, узорами, намеренной визуальной перегрузкой. Возвращается тяга к текстурам, зерну, имитации традиционных материалов в иллюстрации. После эпохи минимализма и визуальной тишины наступает период, когда хочется буйства красок и яркого проявления характера, самости. Это касается и отдельных объектов дизайна, и брендов в целом. Всё “гипер” и “экстра” становится привлекательнее, интереснее сдержанности. Это может касаться и сторителлинга, и визуальной манеры бренда, и смелости с которой создается контент. 

Здесь же можно упомянуть сюрреалистичные и фэнтезийные миры, которые всё чаще становятся частью визуального образа продуктов благодаря возможностям нейросетей. Нейросети, преодолев порог реалистичности, раскрывают свой главный потенциал — визуализацию невозможного. Дизайнеры используют их как инструмент для быстрого создания сложных, красочных, многодетальных вселенных, на разработку которых раньше потребовалось бы гораздо больше времени. 

1 / 2
1 / 2
1 / 2
1 / 2

Ностальгия как инструмент

Свою популярность набирают ностальгические мотивы. Глобально востребована эстетика 80-х (именно графический дизайн и мода) и «нулевых» (цифровая культура, предметный дизайн и мода). В России тренд на ретро фокусируется на визуальных кодах советской эпохи. Это и общая ретро-волна и поиск аутентичности, культурной опоры в период глобальной турбулентности. Дизайн обращается к советскому наследию как к мощному языку коллективной памяти, который способен вызвать тёплые эмоции создавая ощущение общего контекста, приятных воспоминаний. Например, переосмысленная коллекция “Детство” бренда ёлочных украшений “Чуть Чуда”, вдохновленная эстетикой теплого, уютного советского Нового года. 

В дизайне это отражается, во‑первых, в активном использовании эстетики советской полиграфии: имитации дешевой бумаги, эффекта растискивания и сдвига краски, “попиксельной” растровой графики из дефицитных журналов и открыток. Этот “рукотворный” шарм противостоит стерильной векторной картинке. Во‑вторых, через прямые отсылки к конкретным архетипам и героям. Коллаборации брендов с “Союзмультфильмом” (например, Sela), использование образов Чуковского (“ВкусВилл”) или конфет из детства (“Аленка”, “Батончик Рот Фронт”, “Белочка”) – это обращение к общему культурному коду, понятному нескольким поколениям. 

Дизайн эксплуатирует не идеологию, а эмоции детства, ощущение общего информационного поля, контекста. Прошло достаточное количество времени, чтобы на дистанции потребитель стал воспринимать советский дизайн как что-то свежее (хорошо забытое старое, как известно), смог массово увидеть, осмыслить его как полноценный визуальный стиль.

1 / 2
1 / 2
1 / 2

Тактильность и неидеальность

Рядом с аутентичностью ретро-визуала растёт и тренд на ручную графику – как противовес бесконечным безупречным AI-изображениям. Иллюстрация от руки, леттеринг, коллажи из физических материалов, видимые оттиски печати, неровные линии, почерк вместо шрифта – использование не-цифровых техник, которые требуют времени, даёт впечатление включенности и неравнодушности автора, “настоящести” результата. Бренды показывают всё больше контента work in progress, больше процессов с производства, как доказательство собственной вовлеченности и для исключения впечатления массовой генеративности, шаблонного подхода.

Чаще подчёркивается связь с традиционными ремёслами: бумагой, вышивкой, росписью, тканью, деревом, керамикой. Становятся всё более популярными эффекты, имитирующие естественный износ материала, выцветание краски, случайные кляксы и дефекты. Всё, чтобы показать настоящесть, материальность, предметность. Визуал, основанный на “аналоговом”, ручном исполнении создает ощущение, что бренд разрабатывался более вдумчиво, без спешки и попытки формализовать труд с помощью нейросетей

1 / 2
1 / 2
1 / 2
Авито Путешествия, Бюробукв:

Эстетика диджитал-артефактов

Цифровая среда окончательно перестала восприниматься как нечто вспомогательное. Она стала полноценной, постоянной и неотъемлемой частью нашей повседневности, что спровоцировало сдвиг в ее восприятии. Если раньше дизайн стремился имитировать аналоговый мир, а мы, как пользователи, изучали и привыкали к этим интерфейсам через привычные коды, то теперь наоборот, отстраняемся, чтобы использовать самобытный специфичный визуал цифры в предметном мире.

Мы ценим и используем эстетику цифровой среды, её собственные особенности и артефакты. Это связано с тем, что в интерфейсах и устройствах появилась своя история, ушедшие эпохи визуала. Поэтому у дизайнеров появляется возможность использовать стилистику старых операционных систем, приложений, иконок, чтобы создавать ностальгический дизайн. Отдельную эстетику мы находим в ошибках и дефектах, нарушениях работы кода, глитчах. Это же касается и устаревших моделей гаджетов: в нокии 3310, первых айфонах и айпаде столько же ностальгии, сколько раньше мы находили в телефонных автоматах и виниловых проигрывателях.

1 / 5
1 / 2

Если подвести итог, ключевой тренд сегодня это сдвиг от цифровой стерильности к человеческому теплу. Потребитель устаёт от идеального, но безликого дизайна, подходящего всем, и ищет эмоции, аутентичность, выражение характера. Отсюда и интенсивность вместо минимализма, и ностальгия по советским открыткам или старым компьютерным интерфейсам, и ценимая неидеальность ручной графики.