Если у организации нет единой базы знаний для компании, информация хранится разрозненно. Полезные лайфхаки от коллеги — в чате. Требования к результату выполненной работы от начальника — на электронной почте. Должностные инструкции — в папках HR-менеджера. Наработки и мысли по проекту — в голове у сотрудника. При полной неразберихе во внутренней документации вскоре может произойти очевидное — полезная информация будет погребена под массой входящих сообщений, писем, макулатуры, затеряется среди ярлыков и папок на рабочем столе. А еще наработки могут «уйти» вместе с сотрудником. Но даже если информация не потеряется, то на ее поиски уйдет много времени. Спросить, дождаться ответа, перекопать множество файлов — за это время можно было бы уже приступить к работе, если все данные под рукой.
Чтобы организовать удобный доступ к информации, нужно создать базу знаний для бизнеса. В статье мы расскажем, как удобно объединить разрозненные данные в одном месте и открыть к ним доступ коллегам и контрагентам.
База знаний — это структурированное хранилище информации о компании, внутренних процессах или товарах, услугах. Ее можно сравнить с онлайн-энциклопедией или библиотекой с удобной навигацией, актуальными сведениями и настраиваемыми правами доступа.
Пополнять базу знаний могут компетентные сотрудники, руководители отделов, собственник компании. В крупных организациях может быть специальная должность — редактор базы знаний.
По характеру информации и правам доступа различают внутреннюю и внешнюю базу знаний.
Внутренняя, или корпоративная база знаний — для сотрудников компании. Она недоступна посторонним лицам. Члены команды могут получить права доступа ко всей базе знаний или ее разделам. В ней могут быть собраны:
Внешняя база знаний — для клиентов, партнеров, поставщиков. Она находится в открытом доступе. База знаний содержит:
Структура базы знаний компании может быть линейная или древовидная, с разной степенью вложенности разделов. По наполнению в базу могут входить текстовые статьи, изображения, видеоуроки, презентации, комментарии. Это зависит от возможностей выбранной площадки. Навигация по документам и разделам может состоять из оглавления, тегов, внутреннего поиска.
Основная задача создания базы знаний — хранение и структурирование информации. Она дает возможность:
Разные компании используют для хранения информации различные сервисы и форматы. Рассмотрим способы организации базы знаний, их особенности.
Аспро.Cloud — это система для управления бизнесом, в которой есть множество инструментов для работы, контроля и аналитики. Один из модулей — «База знаний». Он позволяет собрать в одном месте информацию для корпоративного использования и просмотра внешними пользователями.
Возможности сервиса:
Зарегистрируйтесь и получите бесплатный пробный период на 14 дней.
Можно использовать текстовый редактор, форматировать статьи, добавлять изображения и сохранять их в PDF. Такие документы можно хранить на стационарном компьютере или размещать в облачном сервисе, например, Яндекс Диске.
Если создать папку на компьютере, то у сотрудников не будет доступа к файлам без участия руководителя – придется отправлять их лично. Если хранить файлы на Яндекс или Google диске, то сотрудникам можно открыть доступ к базе – они смогут просматривать и даже редактировать материалы.
При размещении в облачном сервисе можно распределять файлы по папкам и достигнуть большой вложенности базы. Но есть недостаток – чтобы дополнить или изменить статью, потребуется заново скачивать, сохранять и загружать файл.
Чтобы вносить изменения в режиме онлайн, можно использовать Google Docs. В документах можно вставлять гиперссылки на другие файлы. А чтобы получить вложенную структуру в одном документе, достаточно отформатировать заголовки и развернуть боковую панель со структурой — разделы статьи автоматически отобразятся слева.
Еще в Google Docs можно делать вкладки документов – как листы в Google Sheets или Excel. Это позволяет фактически хранить несколько файлов в одном документе и достигать еще большей вложенности.
Таблицы Google или Excel тоже могут использоваться в качестве базы знаний. В ячейки можно добавлять ссылки на материалы. А листы помогут разделять материалы по темам, отделам.
Это популярный способ, как создать базу знаний для внешних пользователей. Компания добавляет на сайт раздел. Например, «Статьи», «Полезная информация», «Пользовательская документация» или «FAQ».
Некоторые CMS позволяют подключать плагины для создания базы знаний — поиска по разделу, присвоения меток. Без такого расширения раздел может быть загроможден статьями, в которых сложно найти нужную информацию. Но если нужно добавить только несколько документов, это отличный вариант, как сделать базу знаний.
Если использование продукта требует подробной видеоинструкции, то можно использовать любой видеохостинг. Например, размещать ролики на YouTube-канале. Это хорошее решение для внешней базы знаний, когда пользователи ищут информацию по продукту или услуге в интернете. Потому что многие пользователи воспринимают видео легче, чем текст.
Кстати, мы тоже делимся обучающими материалами для наших клиентов на площадке VK Видео. Переходите по ссылке и на нашем примере смотрите, как собрать базу знаний по продукту в видеороликах.
Чтобы база знаний не стала онлайн-свалкой потерявших актуальность файлов, а оставалась полезным инструментом, с ней нужно постоянно работать. Уже на этапе формирования базы знаний команды важно проработать структуру и подумать о том, как регулярно обновлять информацию. Добавлять туда все подряд — плохая идея. Так можно потерять весь смысл создания хранилища.
Как создать свою базу знаний по этапам:
После разработки базы знаний остается контроль за актуальностью информации. Можно разграничить ответственность за разделы. К примеру, руководитель отдела технической поддержки будет обязан следить за тем, чтобы в блоке «FAQ» не было устаревшей информации.
Зарегистрируйтесь и получите бесплатный пробный период на 14 дней.
Нет одного правильного решения по созданию базы знаний. Поэтому и примеров, более или менее удачных, можно найти множество. Посмотрим на разные способы объединения информации.
До 2022 года «Сбер» пользовался Confluence — иностранным сервисом для создания базы знаний. Но когда софт ушел из России, «Сбер» перешел на собственную платформу — SBERHELP. В базе собрана информация для клиентов. И так как статей действительно много, то навигация в SBERHELP настроена с помощью AI-поиска. Для клиентов «Сбера» полезная информация собрана в разделе на официальном сайте:
Читайте также: Аналоги Confluence для создания единой базы знаний
Но не все компании могут выделить крупные ресурсы и затратить много времени на создание персональной платформы для базы знаний с нуля. Помогают универсальные решения, которые можно адаптировать под себя, например, от Аспро.Cloud. Так в Архитектурном бюро Сергея Капустина XXIIIVEK создали разделы базы знаний для всех отделов компании. Это помогло в организации работы всего коллектива. Так выглядит структура базы знаний — пример разделения статей по отделам в Аспро.Cloud:
Другой пример. Креативный продакшн OGONÖK работал над проектами в Notion. Здесь же была собрана база знаний для фриланс-исполнителей и сотрудников.
Но в августе 2024 года сервис заблокировал пользователей из России, что послужило толчком для поиска новой платформы. Выбор был сделан в пользу Аспро.Cloud. Команда перенесла все внутренние регламенты из Notion в базу знаний Аспро.Cloud за один день. Добавились еще статьи, и платформа стала максимально удобной для обучения сотрудников. О переходе OGONÖK с Notion на Аспро.Cloud можно почитать в нашем кейсе.
Сервис для Email-рассылок Unisender собрал обучающие ролики на платформе VK Видео. Вложенной структуры получилось добиться за счет создания плейлистов:
Выбирайте подходящий для целей организации формат и размещайте в нем информацию. Когда все сведения будут удобно разложены по полочкам, в вашей базе данных станет уютнее и полезнее, чем в любой библиотеке.