Авторы статьи – Иван Селюков и Сергей Шарлап мы запускаем медийную рекламу для онлайн-школы Фоксфорд.
Фоксфорд – это онлайн-школа для учеников с 1 по 11 класс. Согласно рейтингу SmartRanking среди компаний EdTech за 2024 Фоксфорд занимал первое место. В открытых источниках можно увидеть, что выручка компании за 2024 год составила около 4,5 миллиардов рублей.
Их можно разделить на качественные и количественные. Мы рассмотрим те, на которые смотрим сами, и поделимся тонкостями.
Важно будет изучить все методы, а не только те, которые говорят про деньги. Иначе при оптимизации запусков вы не поймете, в чем проблема и что нужно исправить и поменять – медийный ролик, таргетинги или площадку.
БрендЛифт - это исследование на основе опросника, который показывается тем, кто видел вашу рекламу, и тем, кто должен был её увидеть, но не увидел. На разнице в ответах рассчитывается прирост (или отсутствие прироста) метрики.
Всего вопросов в опроснике шесть на выбор (говорим про медийку в Яндексе).
Вот так выглядят цифры в кабинете:
Какой бренд-лифт считать хорошим?
Здесь нет однозначного ответа – всё зависит от вашей ниши. Например, в банковской сфере получить по бренд-лифту +1% – уже хорошо. По крайней мере, так говорят коллеги-маркетологи.
Если бренд-лифт положительный, это уже хорошо. Сравнивая свои бренд-лифты с бренд-лифтами других компаний, мы пришли к выводу, что результаты у Фоксфорда хорошие.
Это отчёты, которые делают для вас сторонние компании. Мы работаем с Ipsos и Tiburon. Этим занимается отдел развития бренда Фоксфорда.
Если ваши бюджеты на медийную рекламу ниже нескольких десятков миллионов в месяц (для некоторых ниш – сотен миллионов, к ним относятся банки или операторы связи), то не факт, что вы увидите по этим отчётам прирост в моменте.
Полезно следить за такими отчетами от квартала к кварталу и понимать, есть ли значимый рост.
Пример слайда из такого отчёта
Почему нужно оценивать медийные ролики?
Потому что продакшен роликов стоит несколько миллионов рублей и занимает несколько месяцев, а потом на открутку роликов тратятся десятки (иногда – сотни) миллионов рублей. Важно выбрать лучший ролик из всех.
Организация процесса создания медийных роликов – это материал для отдельной статьи, которую мы однажды напишем.
Вот как выглядит оценка роликов в интерфейсе Яндекс.Взгляда:
RF (Reach and frequency) — частота показов на одного пользователя.
Критически важный показатель для медийной рекламы.
В 2023 году при RF больше 3-х у нас резко начинался рост конверсий. Чтобы догреть нашу аудиторию, до неё нужно было дотронуться минимум три раза.
Каким RF должен быть конкретно для вашего бизнеса – вопрос тестов.
Объясним его важность на примере масла и хлеба.
Низкий RF
Размазали тонким слоем масло по хлебу. Вроде масло потратили, а вкуса нет. С медийной рекламой то же самое: вроде деньги потратили (и немалые!), а конверсий нет.
Высокий RF
Масла будет больше, чем хлеба. Жирно, есть не хочется, масло потрачено. В медийной рекламе это означает лишние расходы в бюджете и перегрев аудитории.
VTR (View-through rate) — доля пользователей, просмотревших рекламу до конца. Мы смотрим именно на досмотр 100% роликов длиной от 15 и более секунд.
Ниже наш показатель за февраль 2025. Внутренний KPI – больше 50%.
SOV (Share of Voice) - доля присутствия бренда среди общего объёма трафика, рассчитанного относительно ваших таргетингов и бюджета.
Минимальный процент, на который можно ориентироваться при настройках – от 10%. Если будете выбирать SOV >45-55%, скорее всего, начнёте конкурировать с крупными рекламодателями не из своей ниши. Точнее, будете очень дорого платить за охваты — так-то вы всегда конкурируете с другими рекламодателями.
Переходим к количественным исследованиям – говорим про цифры и конверсии.
Первые цифры и даже доход можно увидеть в этом разделе, но верить ему не стоит.
Ниже пример того, как это выглядит в интерфейсе. Если провалиться в аналитику, можно увидеть доход (при наличии настройки электронной коммерции).
Основная проблема ММР в том, что она двоит и троит (а может, и больше) одну и ту же конверсию.
Если мы всё же верим в цифры ММР, то с нашей медийки мы зарабатываем больше, чем вся компания.
В начале работы (2023 год) мы ориентировались именно на ММР, поэтому у нас получилось сравнить исторические данные. Стоимость оплаты в первый год работы через медийку была 2 000 рублей, а стала 600 рублей. Обе цифры не соответствуют действительности, но, по крайней мере, видно улучшение от года к году.
Пример
У вас запускались рекламные кампании (РК) в феврале. Вы идёте к своим аналитикам или к CRM-отделу и просите выгрузить вам данные (почты,телефоны) в хешированном виде. В выгрузку должны попасть сведения обо всех, кто покупал ваши продукты в период февраль-март. Или можно дождаться выгрузки за февраль, март и апрель.
Потом с этими данными вы идёте к менеджерам Яндекса и просите их прометить всех, кто соприкасался с медийной рекламой.
В офлайн-бизнесе это называется “О2О аналитика”. Таким образом можно совместить данные из офлайн-магазинов с теми, кто видел медийную рекламу в интернете.
Яндекс всё это дело промечает, и вы с промеченными данными снова возвращаетесь в CRM-отдел, а лучше – к аналитикам, чтобы они посчитали, сколько оплат компании принесли пользователи, которые соприкасались с медийной рекламой. Вот и конкретная цифра.
Также аналитиков можно попросить разделить оплативших пользователей на новых, старых, платящих и спящих. Так вы поймёте, какую ключевую роль выполняет ваша медийная реклама – возвращает спящих, приводит новых или прогревает платящих клиентов.
Именно таким методом мы оценивали медийную рекламу на Авито: ROMI +489%.
Ссылка на кейс клик, которые писали ребята из Авито.
В таких отчетах можно увидеть цепочки касаний (как медийная реклама улучшает показатели контекстной рекламы), процент пользователей, которые начали путь к конверсии через медийную рекламу, данные CPA и CR по тем, кто видел медийную рекламу, накопленную эффективную частоту.
Ниже пример, по которому Яндекс выпустил с нами кейс у себя на сайте.
Стоимость конверсии ниже на 48%, если до этого пользователь соприкасался с медийной рекламой. Это точно хорошо, и следующим методом можно проверить достоверность отчета.
Такая аналитика подходит для тех, кто помимо медийной рекламы в Яндексе много тратит и на перфоманс-рекламу (а именно – на классический контекст в Яндекс.Директ). Если это не вы, то можете пропустить этот пункт.
Вот как выглядит такой отчёт у нас
Как такое сделать?
Вот как это будет выглядеть:
Search Lift — прирост запросов в поиске от пользователей, видевших рекламу, по сравнению с пользователями, которые её не видели.
Снова отчёт от Яндекса.
Вот как это выглядит в интерфейсе. Пример двух наших РК из февральского запуска
Про отчёты визит-лифт, таргет-лифт поговорим чуть позже.
Проверить достоверность этого отчёта непросто, но возможно. Наш способ описан ниже.
Этот метод бесполезен, если:
Visit Lift — прирост визитов на сайте от пользователей, видевших рекламу, по сравнению с пользователями, которые эту рекламу не видели.
Ещё один отчёт от Яндекса
Долго останавливаться на этом не будем. Для своей проверки можете отслеживать историческое количество визитов на сайт и смотреть, есть ли прирост от года к году по месяцам.
Target Lift показывает, насколько лучше выполняют конверсию на сайте люди, видевшие вашу рекламу, в отличие от тех, кто её не видел.
В интерфейсе это выглядит вот так
Для перепроверки такого отчёта можно вести и отслеживать аналитику, которую мы опишем ниже.
Задача медийной рекламы, как и у паровоза из фильма “Назад в будущее”, двигать автомобиль перфоманс-маркетинга вперёд. Медийная реклама со своими огромными охватами создает спрос, а перфоманс-маркетинг этот спрос закрывает.
Если в вашем маркетинге существенную часть бюджета (от 10%) стала занимать медийная реклама, то логично, что показатели перфоманса будут изменяться. По-хорошему – в лучшую сторону.
Если у вас ёмкость рынка большая и вы занимаете в ней процента два трафика, то рост от года к году на 50-100% не будет проблемой, если есть деньги.
А если ваша компания входит в топ компаний по бюджетам на перфоманс-маркетинг среди своей индустрии (как Фоксфорд), делать рост от года к году на 20% или 100% в контекстной рекламе – задача не из простых.
Похожая ситуация описана в пункте 2.9: если доля бюджета на медийную рекламу начала занимать существенную часть бюджета, то по логике выручка компании должна расти.
Представим, что на маркетинг в год компания тратит 400 миллионов, из которых 100 миллионов – это медийная реклама. Допустим (гипотетически, конечно), что эти 100 миллионов мы спустили в трубу.
Скорее всего, на таких масштабах влияние на результаты компании тоже будет сильным. Кто бы что не говорил, но задача рекламы – заработать денег больше, чем было на неё потрачено.
Поэтому, если на рынке всё плюс-минус спокойно и у вас от году к году начинает возрастать бюджет на медийку, то выручка/прибыль компании тоже должна расти.
Грубая оценка? Возможно.
Медийная реклама – это масштабный инструмент, влияющий на большое количество метрик маркетинга. Такие инструменты и нужно оценивать масштабно.
Контекст для понимания
В чем проблема аналитики медийной рекламы? В том, что на неё не кликают, а если кликают, то клики холодные и их мало.
Нужно оценить и понять, как ведёт себя аудитория, которая просто посмотрела медийный ролик!
Но как трекать и отслеживать это, если не было клика?
Для этого есть сервисы медийной аналитики. Например, TargetADS, Adriver, Weborama.
Их называют верификаторами трафика.
Сразу к цифрам
Подробно про модели атрибуции можно прочитать на сайте ТаргетАДС или в нашей не укороченной статье
Как помните выше, все данные, полученные от Яндекса, мы подвергали критике и перепроверяли другими отчетами или другими данными. Такая же задача была у нас и с Target ADS.
Проверить ТаргетАДС мы решили через свою собственную систему аналитики.
Она построена в Yandex DataLens — сервисе визуализации и анализа данных от Yandex Cloud.
Там мы ориентируемся на модель атрибуции, построенную на основе цепей Маркова.
Атрибуция по цепям Маркова показывает более честное распределение заработанных денег по каналам. Условно, так: если после взаимодействия с рекламным каналом “А” пользователь чаще совершал оплату, то в дальнейших цепочках этому каналу присваивается больший вес. Это объяснение довольно примитивное, поэтому рекомендую отдельно почитать про цепи Маркова (например, тут).
В некоторой степени атрибуцию по цепям Маркова в нашей системе аналитики можно сопоставить с моделью атрибуции “ТаргетАДС Модель”.
Как итог имеем следующие цифры: в январе данные у нас отличаются на 30% между ТаргетАДС (атрибуция ТаргетАДСМодель) и DataLens (атрибуция по Маркову)
А если сравнивать январь, февраль, март, то разница всего в 17%.
ТаргетАДС показывает чуть больше.
Если вам кажется, что цифры сильно отличаются, то разница между ТаргетАДС и Метрикой для медийной рекламы от Яндекса (ММР) отличается иногда в 3-5 и более раз.
Мы брали сырые данные из ТаргетАДС (тех, кто видел медийную рекламу) за период август-декабрь 2024 и делали вот такую красивую табличку
Тут выгружены все пользователи, которые хотя бы раз взаимодействовали с медийной рекламой.
Если сравнить цифры по модели атрибуции Первое касание (мед) или First Impression и суммарное количество продаж с этой таблицы, то разница будет в 17%.
Снова есть подтверждение достоверности данных из ТаргетАДС.
Вывод по ТаргетАДС
Если интеграция с ТаргетАДС будет настроена правильно, то данным смело можно верить. Правильная настройка – это ключевой момент. На протяжении года мы постоянно дорабатывали интеграцию и порой анализировали данные вручную.
P.S.
Для более лёгкого чтения, данная статья представляет собой выжимку смыслов из большой статьи представленной у нас на сайте. Если хотите увидеть больше цифр и более подробное описание по каждому из пунктов, то переходите по ссылке выше.
Если вам нужна помощь в контекстной или медийной рекламе пишите: https://t.me/Selyukov
Другие кейсы на сайте: Рекламщики: Селюков и Шарлап