В настоящее время социальные сети являются не только площадкой для общения, но и одним изэффективнейших инструментов маркетинга. Согласно исследованию We Are Social и Meltwater, «в 2024 году более 5,07 миллиарда человек по всему миру используют социальные сети — это 62% населения планеты». Среди социальных сетей в России особенно популярны ВКонтактеи Telegram, которые стали мощным инструментом продвижения и привлечения клиентов. Выбор данной темы обусловлен тем, что в настоящее время необходимоадаптироваться к изменяющемуся поведению потребителей,изучая их предпочтения, чтобы достичь максимальных результатов и повесить узнаваемость компании. Частокомпании используют общие подходы и не адаптируют контент под конкретные социальные сети и целевую аудиторию, что снижает вовлеченность. Как отмечается в отчёте Sprout Social, «бренды, публикующие контент без учёта особенностей платформ, теряют до 35% вовлечённости своей аудитории». В своем исследованииHubSpot пишут, «персонализированный контент увеличивает вовлеченность на 42% по сравнению с универсальными публикациями».
В современном мире сложно представить продвижениебренда без интернет-маркетинга, который в свою очередьвлияет на формирование лояльности и укрепление позиций в глазах потенциальных клиентов. По данным исследования Sprout Social, «77% пользователей социальных сетей ожидают от брендов вовлечённого общения, а 45% — регулярного персонализированного контента» Современныйинтернет-маркетинг характеризуется повышениемрентабельности инвестиций и снижением расходов. В своей статье Лазарев приводит следующее определение: «Интернет-маркетинг – это совокупность методов и стратегий в интернете, направленных на продвижениепродукта, повышение его востребованности, популяризации и привлекательности для клиентов с целью дальнейшей продажи».
Социальные сети перестали быть только брендовыми площадками. Такой инструмент как Social Media Marketing(SMM) представляет огромные возможности дляпродвижения с помощью взаимодействия с аудиторией органически или с помощью таргетированной рекламы.Согласно определению Digital Marketing Institute, «SMM — это использование социальных платформ для построения отношений с целевой аудиторией, повышения узнаваемости бренда и стимулирования роста бизнеса». В исследовании об эффективных инструментах продвижения авторы подчёркивают: «социальные сети позволяют брендам оперативно реагировать на запросы аудитории и выстраивать долгосрочные коммуникации».
Стоит начать с определения того, что такое социальные сети. Несмотря на то, что данный термин знакомпрактически каждому человеку, различных формулировокопределения достаточно много. В своей работе автор будет рассматривать социальные сети как платформы, где людимогут общаться и обмениваться различной информацией друг с другом.
Для успешного продвижения в соцсетях необходимопользоваться инструментами SMM-продвижения. Матузенко и авторы описывают Social Media Marketing(SMM) как «совокупность действий и инструментов, целью которых является привлечение внимание к компании или конкретному товару/услуге через социальные сети».
Так как практически все население мира использует социальные сети на ежедневной основе, реклама всоциальных сетях является важным аспектом припродвижении компании на рынке. К тому же аккаунты всоцсетях вызывают у человека больше доверия, так какпотенциальный потребитель видит «закулисье» компании, которое обычно не представлено, например, на сайте. Есть возможность моментальной связи потребителя с компаний.
В то время как при использовании других каналовпродвижения нет обратной связи от аудитории, социальныесети способствуют включение потребителей в активное взаимодействие.
Маркетинг в социальных сетях используется как вкоммерческих целях, так и в имиджевых целях, связанных сповышением узнаваемости бренда, лояльности аудитории.Таким образом, грамотно упаковав страницу в соцсетях,можно создать комьюнити единомышленников, которые, проникнувшись доверием к бренду, будут не только приобретать его товары или услуги, но и защищать бренд, всячески его поддерживая.
У SMM есть ряд особенностей, которые отличают егоот других видов маркетинга: прямая коммуникация спотребителем, облегченное нахождение целевой аудитории,возможность мониторинга эффективности рекламной кампании, свободный анализ деятельности конкурентов, изучение лояльности аудитории, огромная аудитория, сравнительно небольшие затраты на рекламу.
В работе Федоровой основной задачей маркетинга всоциальных сетях выделяют «создание уникального и качественного контента, который будет вызывать интерес к профилю, увеличивая количество взаимодействий иреакций и соответствуя интересам целевой аудитории».
Задачи, реализуемые с помощью SMM, также могут быть следующими.
1. Продвижение бренда с помощью различных инструментов.
2. Разработка стратегии взаимодействия спотребителями в социальных сетях с целью увеличения лояльности потребителей и повышения известности компании.
3. Управление коммуникациями.
4. Создание единой бренд-платформы, чтоспособствует улучшению запоминаемости компании и увеличению лояльности. Необходимо «захватить» пространство, чтобы компания всегда оставалась на виду.
5. Анализ проведенных работ. Чтобы отслеживатьэффективность проведенной работы, компания должна отслеживать вовлеченность аудитории, охваты, количество новых подписчиков и другие.
Как подчёркивают в исследовании Content Marketing Institute, «интеграция пользовательского и экспертного контента в рамках одной публикации увеличивает уровень доверия на 48%».
Продвижение в социальных сетях в нынешнее времястало значительно трудней, несмотря на обилие инструментов и площадок. Ключевой трудностью является способность заинтересовать потребителя. Для этого нужно следить за трендами. Компании, следящие за трендами, будут эффективнее разрабатывать стратегию продвижения и получать больший результат.
Таким образом, социальные сети давно перестали быть просто площадкой для общения с друзьями. Они сталимощным инструментом для любого бизнеса, помогая увеличить прибыль, авторитетность, экспертность, лояльность и репутацию. Как подчёркивается в отчёте «Stats and Trends: The Booming Landscape of Digital Marketing in 2023», «в условиях роста конкуренции потребители всё больше ценят персонализированное общение, гибкий формат контента и прозрачность бренда».
На разных площадках превалирует, в основном, какой-либо конкретный вид контента, однако в целом существуют следующие виды контента.
1. Развлекательный контент, который способствует поднятию охватов.
2. Экспертный контент, который демонстрируетуровень экспертности в области.
3. Коммерческий контент, который способствуетпродаже и состоит из призывов совершить целевое действие, а также увеличению мотивации данное действие совершить.
4. Пользовательский контент, который включает в себяразмещение отзывов, обзоров от потребителей, их фотографий, рецензий. По данным отчета Nielsen, «пользовательский контент считается самым достоверным форматом: 92% потребителей доверяют рекомендациям других людей, даже если не знают их лично».
5. Новостной контент.
По мнению исследователей, «развлекательный и пользовательский контент остаются наиболее вовлекающими форматами при прочих равных условиях». Обращаясь вновь к работе Матузенко «в качествепродвижения используют несколько видов рекламы»:
–таргетированная реклама;
–проведение различных розыгрышей и конкурсов;
–реклама в других популярных аккаунтах;
–реклама у лидеров мнений;
–рассылки.
Таргетированная реклама является популярным инструментом во ВКонтакте, Одноклассниках и Telegram.Однако в Telegram она устроена гораздо сложнее.
При таргетированной рекламе рекламное объявлениевидят пользователи, на которых она была настроена поразличным критериям, например, регион, пол, интересы. Формат таргетированной рекламы достаточно разнообразен: это могут быть и посты в ленте, и товары, и макеты в историях. Согласно Meta, «комбинирование форматов (лента + сторис) увеличивает CTR на 30%, а таргетинг по интересам снижает стоимость лида на 22%». Во ВКонтактеможно таргетировать рекламу на подписчиков конкретных сообществ или даже на подписчиков, проявляющих активность в конкретных сообществах, на людей сприближающимся Днем Рождения, а также на их друзей. В Одноклассниках можно таргетироваться на посетителей конкретных сайтов.
Еще одним инструментом продвижения в соцсетяхявляется вирусный маркетинг, суть которого заключается втом, что аудитория по собственной инициативе начинаетактивно рекламировать и рекомендовать товар своим знакомым. Задача такого вируса –замотивировать пользователя, чтобы он самостоятельно становилсярекламоносителем и передавал информацию в массы. По данным Nielsen, «78% пользователей доверяют рекомендациям друзей в соцсетях больше, чем прямой рекламе, что делает вирусный маркетинг ключевым инструментом».
На первый взгляд, вирусный маркетинг происходитстихийно, но на самом деле он должен быть тщательно спланированным и целенаправленным. Это должна быть нетипичная информация, в которой реклама не читается.
Немаловажным инструментом при продвижении является аналитика. Для того, чтобы продвижение способствовало достижению максимальной результативности, необходимо постоянно анализироватьрезультаты деятельности и, исходя из результатов анализа,корректировать стратегию продвижения. Прописываястратегию продвижения в социальных сетях для салона, необходимо учитывать и использовать все имеющиеся инструменты, так как в совокупности они приносят хороший результат.
По оценкам Stats and Trends, «мировой рынок цифровой рекламы и маркетинга вырастет с 350 миллиардов долларов в 2020 году до 786,2 миллиарда долларов к 2026 году, при совокупном годовом темпе роста в 9%».
Google доминирует с 84,08% мировой доли рынка настольных поисковых систем. В настоящее время SEO -индустрия оценивается в 80 миллиардов долларов, что показывает, насколько мощной она стала в цифровом маркетинге.
SEO привлекает посетителей на ваш сайт «бесплатно»(вы не платите Google Ads за каждый клик, но сначала вам нужно создать этот контент) во многом благодаря тому, что Google получает более 77 000 запросов в секунду.
Рисунок 1 - Прогнозы глобальных расходов на цифровой маркетинг, млрд. долл.
Фактически, последние тенденции указывают на то, что глобальные расходы на рекламу в мобильном Интернете превысят 400 миллиардов долларов в 2024 году, что подчеркивает важность идти в ногу с текущими тенденциями мобильной рекламы.
Маркетинг мобильных приложений также играет важную роль, особенно учитывая, что 94% доходов Facebook от рекламы приходится на мобильные устройства.
В первом квартале 2024 года в рейтинге самых посещаемых интернет-площадок России лидировал Яндекс(100 млн пользователей в месяц) и на втором месте – Google(99.66 млн). YouTube (96.52 млн) занимает третье место в рейтинге, Whatsapp (95.98 млн) – четвертое, ВКонтакте(90.60 млн) – пятое место.
Общий охват пяти самых популярных российских интернет-площадок составляет 482.71 млн пользователей вмесяц. Это на 18.93 млн пользователей большем чем в предыдущем периоде в 2023 году.
За последний год в России больше всего выросла аудитория Telegram (+8.83 млн), Whatsapp (+6.20 млн) иMail.ru (+4.80 млн). Из числа десяти самых популярныхинтернет-площадок меньше всего выросла аудитория Дзена(+671 тыс. пользователей).
Среднемесячный охват самых популярных интернет-площадок в России на март 2024 г. представлен на рис. 2.
Рисунок 2 – Рейтинг интернет-площадок в России, охват (млн.)
Яндекс используют 82.3% населения России каждый месяц.
На втором месте по охвату населения Google (81.8%), третье место – Youtube (79.3%) – таблица 1.
Таблица 1 – Месячный и среднедневной охват
Интернет-площадка
Месячный охват, % от населения
Среднедневной охват за месяц, % от населения
Яндекс
82.3
56.7
81.8
53
Youtube
79.3
45.4
78.8
67.4
ВКонтакте
74.4
46.1
В первом квартале 2024 года общее количество авторов, публикующих русскоязычный контент во Вконтакте, Instagram, YouTube, Facebook и Twitter уменьшилось на 2.68 млн. Общее число авторов составило – 51.61 млн, сообщений – 488.26 млн. Больше всего авторов покинуло соцсеть Instagram (-3.89 млн), Вконтакте набрал за первый квартал новых 641 тыс. авторов.
Лидером по числу авторов и объему контента в российских соцсетях является ВКонтакте (ежемесячно 24.88 млн авторов и 411.96 млн сообщений). На втором месте Instagram.
В таблице 2 представлена статистика социальных сетей в России в марте 2024 года.
Таблица 2 – Статистика социальных сетей в России в марте 2024 г.
Соцсеть
Активные авторы
Сообщения
ВКонтакте
24 881 746
411 960 705
17 310 939
29 861 125
Youtube
8 128 460
33 527 120
1 169 530
8 433 129
123 458
4 480 240
По состоянию на 24 апреля 2024 года в России было создано 900 тысяч телеграмм-каналов. Это на 147 тысяч больше, чем в конце 4 квартала 2023 года.
Суммарная аудитория российских каналов и чатов в Телеграм составляет более 3.85 млрд аккаунтов. В России зарегистрировано самое большое число каналов в мире. По данным сервиса Telega.in самой высокооплачиваемой тематикой в Телеграм является Недвижимость (5.18 тыс. рублей за 1000 просмотров), на втором месте Трейдинг (4.53 тыс. рублей), третье место у Криптовалюты (4.47 тыс. рублей). Суммарная аудитория пяти крупнейших российских телеграмм-каналов составляет более 21.5 млн пользователей. Преимущественно это новостные каналы.
Согласно платформе TGStat, «в ТОП-5 тематик телеграмм-каналов в России входят Блоги (80 тыс. каналов),Новости и СМИ (50 тыс.), Для взрослых (39 тыс.), Продажи(34 тыс.), Юмор и развлечения (33 тыс.)».
По данным площадки digital-рекламы Telega.in. «самым цитируемым телеграмм-каналом в России является РИА Новости. Самый высокий охват постов у Павла Дурова, больше всего подписчиков на канале Telegram Premium».
Исходя из собственной практики и анализа особенностей продвижения в социальных сетях в России запоследние полгода, автором были выделены несколько трендов.
Первый тренд – нужно быть «везде». Здесь речь идет о том, что компания должна иметь аккаунт на максимально возможном количестве площадок и при этом выкладыватькачественный, проверенный и уникальный контент. Рассматривать много каналов коммуникации необходимо в нынешних реалиях для того, чтобы быть в безопасности игарантированно остаться на связи с аудиторией.
Второй тренд заключатся в том, что ценность каждогоподписчика возросла. Поэтому важно держать фокус на той аудитории, которая уже есть.
«Во ВКонтакте на данный момент 2 миллиона бизнес-страниц, на которые приходится всего 97 миллионовчеловек в России, что является не самым большимпоказателем» – TGStat. И будут иметь успех припродвижении те страницы, которые могут заинтересовать подписчиков, чтобы те не выбрали конкурентов.
Третий тренд направлен на творчество и уникальность. Интересные посты снова читают. Так как сейчасбольшинство аккаунтов компаний стали размещать свой контент во ВКонтакте и Одноклассниках, то однотипные фото, которые также называют эстетичными, потеряли свой вес и уже не привлекают подписчиков. Сейчас аккаунтдолжен быть творческим, уникальным и интересным. В то время как компании, размещающие полезный и уникальный контент, будут наблюдать рост лояльности, что вдальнейшем повлечет принятие решение о покупке. Как подчёркивается в исследовании DataReportal, «на фоне переизбытка визуального контента пользователи всё чаще отдают предпочтение аутентичным, полезным и креативным публикациям, вызывающим эмоциональный отклик».
Четвертый тренд – отказ от игнорирования различных форматов контента. В прошлом году можно было сказать,что текстовый контент «умер», но при текущем варианте развития событий мы видим, что в TikTok пользователи на территории России не могут выкладывать новый контент, а также видеть новый контент других стран, одна из самыхпопулярных соцсетей признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации.
При этом, новостной портал Reuters отмечает: «в России TikTok, одна из самых динамичных платформ, был запрещён Роскомнадзором как экстремистский ресурс, что привело к значительному смещению внимания пользователей на текстовые форматы в ВКонтакте и Telegram».
Поэтому текстовый формат сейчас снова набираетпопулярность и собирает даже больше охватов, чем видео-формат. Сместился фокус на другие форматы, такие как: подкасты (аудио-формат), Яндекс.Дзен, каналы в Telegram (текстовый формат контента). Все форматы контента необходимо между собой сочетать. Исследование Hootsuiteподтверждает: «бренды, использующие более трехформатов контента (текст, видео, аудио), получают на 57% больше вовлеченности».
Пятый тренд делает упор на то, что качество важнееколичества. Во времена работы TikTok упор был именно наколичество, так как платформа продвигала аккаунты, которые выкладывали видео чаще, несмотря на качество контента, в том числе и смысловое. И многие бренды перешли, например, в Telegram, но там аудитория не принимает низкокачественный контент. Частота публикацийпо-прежнему остается важным критерием, но упор делаетсяна качество контента. Это подтверждается данными Mediascope: «пользователи мессенджеров демонстрируют более осознанную вовлечённость и дольше удерживают внимание при наличии оригинального, полезного контента».
Шестой тренд заключается в том, что социальные сетистановятся гибридными. Если раньше компаниипреимущественно не использовали Одноклассники иВКонтакте из-за стереотипов, что там не сидит их целевая аудитория, то сейчас это совершенно не так. Так как количество площадок сократилось, аудитория распределяется по оставшимся социальным сетям достаточно равномерно. По данным Brand Analytics, «с 2022 года более 40% пользователей TikTok стали использовать ВКонтакте как основную платформу для короткого видео». Сокращение количества доступных соцсетей на фоне блокировок и ограничений действительно привело к перераспределению аудитории и росту пользовательской активности в оставшихся каналах.
Седьмой тренд включает в себя понятность для аудитории и искренность. Данный тренд немного перекликается с трендом на качество. Только в данном случае речь идет о том, что необходимо использовать выражения, понятные для аудитории. А также быть честными со своей аудиторией. Согласно отчёту Hootsuite, 70% пользователей социальных сетей в 2024 году отдают предпочтение компаниям, которые ведут честную, уместную и «живую» коммуникацию. Уже прошла эпоха, когда компании пускают о себе негативный слух, чтобы привлечь внимание. По отчёту PwC, «74% потребителей признают, что их покупательские решения напрямую зависят от имиджа компании в социальных сетях».
Таким образом, продвижение в социальных сетях набирает популярность последние 5 лет. Как утверждает Harvard Business Review, «бренды, выстраивающие честный и визуально последовательный образ в социальных сетях, имеют на 60% выше уровень доверия со стороны потребителей». Согласно Statista, «мировой рынок SMM вырастет до $105 млрд к 2025 году, а 89% маркетологов назвали соцсети главным каналом для привлечения клиентов». По данным Deloitte, «инвестиции в SMM приносят среднюю окупаемость (ROI) на 24% выше по сравнению с традиционными каналами рекламы». Этот метод эффективно выводит бренды и фирмы в топ за счёт продуманного простого контента в социальных сетях. Способ помогает выстроить правильный визуальный образ компании и вызвать доверие у клиентов.
Список литературы:
1.Амирова, Д.Р. Социальный медиа-маркетинг как эффективный инструмент продвижения / Д. Р. Амирова, О. И. Запорожец// Вестник евразийской науки. -2023. -No22.Галов, А. А. Особенности продвижения товаров и услуг в социальных сетях / А. А. Галов, О. В. Юдина // Вестник Тульского филиалаФинуниверситета. –2021. –No 1. –С. 110-113.Лазарев,Б.Я.Инструменты интернет-маркетинга, используемые современными предприятиями /Б. Я Лазарев //StudNet. -2022.4.Матузенко, Е. В. Продвижение в социальных сетях: особенности и эффективность / Е. В.Матузенко, Е. В. Колесникова, С. Е. Трунова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. –2023. –No 6(73). –С. 300-3115.Питерова, А. Ю.SосiаlМеdiамаrкетingв условиях пандемии / А. Ю.Питерова, А. А. Пушкарева // Наука. Общество. Государство. –2020. –Т. 8. –No 3(31). –С. 225-2326.Brand Analytics.Исследование поведения аудитории TikTok после блокировки. — 2023.URL:https://br-analytics.ru/blog/tiktok-2023-vk-shorts7.Content Marketing Institute. B2C Content Marketing Report 2023. — https://contentmarketinginstitute.com/research/8. DataReportal. Digital 2024: Global Overview Report. — https://datareportal.com/reports/digital-2024-global-overview-report9. Deloitte Digital Media Trends Report 2024 — https://www2.deloitte.com/global/en/pages/technology-media-and-telecommunications/articles/digital-media-trends.html10. Digital Marketing Institute. What is Social Media Marketing?https://digitalmarketinginstitute.com/blog/what-is-social-media-marketing11.Fedorova, E.S.Socialmediamarketing is a new tool in the business [Текст]/ E. S. Fedorova //ПроблемыНауки. -2022. -No3 (172).12. Harvard Business Review. The Business Case for Emotional Connection, 2023.https://hbr.org/2023/03/the-business-case-for-emotional-connection13. Hootsuite. Social Media Content Trends 2024. – URL: https://www.hootsuite.com/research14. HubSpot. The State of Social Media Marketing 2024. — URL: https://www.hubspot.com/social-media-marketing-report.15.Mediascope. Отчёт по использованию мессенджеров и уровню вовлечённости в Telegram. — 2023.16. Meta (Запрещен на территории РФ). Advertising Best Practices 2024. – URL: https://www.facebook.com/business/ads-guide17. Nielsen. Global Trust in Advertising Report 2023. — URL: https://www.nielsen.com/trust-in-advertising18.PwC. Global Consumer Insights Pulse Survey 2024. URL: https://www.pwc.com/gx/en/industries/consumer-markets/consumer-insights-survey.html19.Sprout Social. Social Media Benchmarks Report 2023. — https://sproutsocial.com/insights/social-media-benchmarks/20. Statista. Social Media Advertising Worldwide 2024. — URL: https://www.statista.com/social-media-ad-spending21.Stats and Trends: The Booming Landscape of Digital Marketing in 2023 [Электронныйресурс]Режимдоступа: https://medium.com/@support_93697/stats-and-trends-the-booming-landscape-of-digital-marketing-in-2023-47e36ff65c6f22.We Are Social, Digital 2024: Global Overview Report. URL: https://wearesocial.com/reports/digital-2024-global-overview