Crocodile Effect в SEO: что это такое и почему это так больно

2025-09-30 10:31:39 Время чтения 9 мин 625

Если по вашим отчетам из сводок по поисковым системам количество показов растет, а количество кликов падает, вы не одиноки. Вы наблюдаете то, что в западных SEO блогах и все больше у нас называют «эффектом крокодила». Также это явление называют пастью крокодила, эффектом аллигатора или великим разделением между показами и кликами.

Это очень распространенная проблема в современном SEO с тех пор, как Google представил AI Overviews, а Яндекс — поиск с Алисой.

Что такое Crocodile Effect

Эффект пасти крокодила (иногда его также называют эффектом аллигатора) — это расхождение между количеством показов и кликов, вызванное поисковыми функциями на базе искусственного интеллекта, которое обычно отображается на аналитических панелях, таких как Google Search Console.

В панели GSC этот эффект очень хорошо виден, и именно из-за наглядной визуализации на графиках он и был назван так.

Эффект крокодила в панели GSC

Верхняя челюсть крокодила — количество просмотров вашего контента увеличивается.

Нижняя челюсть крокодила — количество кликов не увеличивается или уменьшается, пользователи не взаимодействуют с вашим сайтом и не посещают его.

Со временем щель расширяется и напоминает открытую пасть крокодила. Она открывается всё шире — и очень быстро. Это не ошибка в ваших отчетах. Это новая реальность поиска на основе искусственного интеллекта.

Как работает эффект аллигатора

  1. Ваш контент используется для создания блоков с ответами на основе ИИ прямо в результатах поиска и попадает в нулевую выдачу (она же Zero-click выдача, она же сводки от ИИ, блоки быстрых ответов на запрос пользователя прямо на странице поиска, без перехода на сайты из поиска).
  2. Пользователи получают информацию, не переходя по ссылке на источник.
  3. И сводка ИИ, и обычный список результатов поиска считаются показами.
  4. Количество переходов по ссылкам резко сокращается, поскольку у пользователей меньше стимулов посещать ваш сайт, они решили свою задачу сразу на странице поиска.

Пасть крокодила — примеры из поиска

1 пример: пользователь вводит запрос «iphone 16 pro max и iphone 16 pro сравнение» в Яндексе — Поиск с Алисой выводит ему сгенерированный ответ.

Выдача Яндекс Поиска с Алисой

2 пример: пользователь вводит запрос «что такое снилс» в Google и получает Обзор от ИИ.

Обзор от ИИ в Google

3 пример: пользователь вводит запрос «makita hr2470 отзывы» в Яндексе — Поиск с Алисой выводит сгенерированный структурированный ответ из множества отзывов.

Выдача Яндекс Поиска с Алисой

Добро пожаловать в Zero-Click выдачу — новую реальность. Если не перестраиваться, дальше для SEO будет только хуже. Если ваша стратегия продвижения основана по большей части на контенте, то реальность для вас сурова.

Чтобы вовремя обнаружить аллигатора, подключите свой сайт к нашей платформе аналитики. Вы будете получать уведомления обо всех изменениях в течение суток — еще до того, как проблема станет серьезной.

Почему происходит эффект крокодила

Почему разрыв между просмотрами и кликами растет? Ключевая причина этого явления — набирающие обороты обзоры искусственного интеллекта от поисковых систем прямо на странице выдачи.

Сводки от ИИ — это очень удобно для пользователей:

  1. на сложный вопрос сейчас пользователи получают развернутый и скомпонованный в один ответ. Тогда как раньше бы пришлось обойти несколько сайтов и собрать ответ самому;
  2. ответы ИИ часто содержат всю необходимую пользователям информацию. Ответ дается в развернутой форме, но в то же время в понятном и структурированном виде;
  3. ИИ формирует ответ на основе проверенных, авторитетных источников;
  4. блоки ИИ более заметны и привлекательны в поиске. Они выше, заметнее, на них не замылен глаз пользователя.

Поведение пользователей на страницах поиска кардинально изменилось. Да, ответы на запросы в поисковой выдаче без перехода по ссылке были и раньше, но сейчас они стали настолько качественными благодаря ИИ, что пользователю практически нет смысла переходить по ссылкам из поиска для информационных запросов.

В первую очередь новая реальность отразилась на информационных сайтах, коммерческих пока коснулась не сильно, но все еще впереди. Возможно, скоро мы будем наблюдать, как при запросе «купить iphone» в сводке будет выводиться агрегированный ответ:

  1. с продающим сгенерированным текстом;
  2. с лучшими предложениями рядом с пользователем;
  3. с подборкой отзывов;
  4. условиями покупки/доставки;
  5. и все это на основе персонализации задавшего запрос пользователя.

И конечно, если это наберет популярность, в ответах будет появляться платная контекстная реклама.

Важный момент: на пятки сводкам ИИ в поисковых системах наступает поиск ответов в самих нейросетях напрямую. И возможно так же, как сейчас мы боремся за трафик из поиска, который уходит сводкам ИИ, в недалеком будущем и мы и поисковые системы будем вместе бороться за клики на наши сайты, упоминания наших компаний или брендов в ответах нейросервисов Chat GPT, Giga Chat, Gemini, и т.д.

Подписывайтесь на наш ВК и Телеграм, чтобы узнавать последние новости SEO и нейросетей, а еще подсматривать новые фишки продвижения.

Почему от укусов становится так больно

1. Много показов — это хорошо, но когда они не приводят к посещениям и продажам — становится больно. Просто быть полезным и давать лучшие ответы — не лучший результат в деньгах для бизнеса.

2. Показы растут, но реальный поисковый трафик, который более привычен для воронки SEO-канала, падает. Становится еще больнее. Нужно проводить очень много кропотливой и разносторонней работы над сайтом, чтобы он начал конвертироваться в деньги. Прямой зависимости «Много показов/трафика — Много заказов» уже может не быть.

3. Нужно отвечать на вопросы собственников бизнеса, которые продвигают свои сайты. Они точно будут спрашивать: почему падают трафик и продажи? Что делать?

Некоторым клиентам не хочется погружаться во все изменения SEO и принимать их. Но если у сайта 10 лет назад был трафик 10 000 посетителей, не факт, что он останется таким же и сейчас. SEO живой инструмент, зависящий не только от специалистов, но и от веяний рынка, новых алгоритмов, даже изменений в обществе.

В следующей статье расскажу, как обнаружить аллигатора на своем сайте и как не попасть к нему в пасть.