По итогам января-октября 2025 года российский автомобильный сектор показал самые плохие результаты среди всех отраслей промышленности. Согласно аналитическому обзору Центра стратегических разработок (ЦСР), ссылающегося на данные Росстата, производство автомобилей сократилось на 22,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В октябре спад достиг пика – 38,4%, что сделало автопром абсолютным аутсайдером.
Эксперты ЦСР подчеркивают: это не временная коррекция рынка, а полноценный структурный кризис, который может предвещать более широкие экономические проблемы. Основные причины – высокая ключевая ставка ЦБ РФ на уровне 21%, резко ограничившая доступность автокредитов (выдача упала на 28,5%), и слабая конкурентоспособность отечественных моделей по сравнению с импортными, прежде всего китайскими.
Производство легковых автомобилей снизилось на 9,6% за 10 месяцев, а продажи на 17,8% за 11 месяцев. Лидер рынка Lada, занимающая около 25% доли, потеряла четверть продаж. Кризис затронул не только легковушки. В грузовом сегменте и производстве спецтехники наблюдаются признаки "переохлаждения" деловой активности.
Протекционистские меры, такие как новые требования к локализации автомобилей для такси (вступают в силу с 1 марта 2026 года в большинстве регионов), не помогают, а могут усугубить ситуацию. Они рискуют привести к сокращению числа игроков на рынке такси, росту себестоимости перевозок и тарифов для пассажиров. При этом спрос, вероятно, переориентируется на китайские модели, предлагающие лучшее оснащение за сопоставимые деньги.
Кризис создает серьезные социальные и экономические риски: угроза занятости в моногородах вроде Тольятти, Набережных Челнов и Нижнего Новгорода, а также нагрузка на бюджеты из-за проблем тысяч смежных предприятий. Без смягчения денежно-кредитной политики и точечной господдержки отрасль может надолго застрять в спаде, превратившись в технологически отсталую сборку импортных комплектов.
В 2025 году несколько крупных заводов перешли на сокращенный режим работы: ГАЗ и КАМАЗ – на четырехдневку в августе, АвтоВАЗ – в конце сентября. Последний планировал полгода в таком режиме, но вернулся к пятидневке с 1 января 2026 года.
Несмотря на общий спад, АвтоВАЗ пытается удерживать позиции за счет новинок. Главная премьера года – Lada Iskra, серийное производство которой стартовало 19 апреля 2025 года в Тольятти, а продажи 20 июля. Модель занимает нишу между Granta и Vesta, доступна в кузовах седан, универсал и кросс-универсал SW Cross. Базовая цена от 1,25 млн рублей, но с декабрьскими акциями и льготным кредитом седан можно приобрести от 999 200 рублей.
Iskra оснащается моторами 1,6 л (90 или 106 л.с.), механикой или вариатором. Планы на 2025 год были амбициозными – 20-30 тыс. экземпляров, но из-за низкого спроса производство снизили: в октябре продано всего 637 машин, на заводе в Санкт-Петербурге (бывший Nissan) выпустят около 3000 единиц вместо плановых 4000. К ноябрю дефицит исчез, машины есть у дилеров, но качество сборки вызывает нарекания – были случаи доработок и даже временных ограничений продаж из-за дефектов электроники.
АвтоВАЗ активно тестировал Iskra: модель прошла экстремальные климатические испытания (нагрев до 80°C+), краш-тесты и проверки на устойчивость материалов. Глава компании Максим Соколов отметил, что в 2026 году продажи Iskra планируют нарастить.
В целом, 2025 год стал испытанием для российского автопрома: высокие ставки и конкуренция с Китаем тормозят восстановление, а новые модели вроде Iskra пока не смогли переломить негативную динамику.