Клиентская база — это систематизированный перечень клиентов с их контактными данными и другой важной информацией. Работа с клиентской базой помогает понимать потребности и предпочтения целевой аудитории. Это способствует:
«Хорошая клиентская база — это фундамент для успешного бизнеса. Она помогает не просто сохранять контакты, а анализировать покупательское поведение»
Идеальная клиентская база должна включать в себя:
1. Контактные данные (ФИО, адрес электронной почты, номер телефона клиента). Эти данные предоставляет сам клиент, мотивировать его на это можно разными способами:
2. Покупательское поведение (информация о приобретенных товарах или услугах, дате и частоте совершения покупок). Информацию можно получить:
3. Предпочтения клиентов (интересы клиентов, необходимые для сегментации аудитории). Эти данные можно получить:
4. Обратную связь (комментарии и отзывы клиентов о вашей компании). Эти данные можно получить:
Готовая клиентская база — это список контактных данных потенциальных или действующих клиентов, который собран сторонними организациями или частными лицами. Как правило, в него входят email-адреса, номера телефонов, имена, фамилии, демографические данные, сведения о покупках, интересах и т.д.
Получить готовую клиентскую базу можно несколькими способами:
1. Через онлайн-сервисы и приложения, которые хранят данные пользователей, участвовавших в опросах, конкурсах, розыгрышах и пр.
2. Через покупку:
3. Через базы данных в открытых источниках. Это может быть:
Использовать готовые клиентские базы можно, но нужно учитывать нюансы:
1. База данных должна быть собрана законно. Понятно, что использование базы, купленной на черном рынке, незаконно.
2. В базе должно быть 100 000+ email-адресов или мобильных телефонов. Только в этом случае после процедуры мэтчинга в cookie получится достаточная емкость для таргетирования.
Мэтчинг в cookie — идентификация пользователей путем связывания уникального идентификатора, хранящегося в файле cookie браузера, с соответствующим адресом электронной почты клиента. Процесс может осуществляться как вручную, так и автоматически специализированными алгоритмами и инструментами:
3. Данные в базе должны быть актуальными. Это важно, потому что иначе:
Актуальность информации, содержащейся в базе данных, важно поддерживать. Что делать:
В работе с клиентской базой есть два основных направления.
Первое направление — сегментация клиентов. Разделяйте клиентскую базу на группы, чтобы персонализировать предложения. Группы могут быть выделены:
Сегментацию клиентов можно проводить вручную, но лучше автоматизировать этот процесс. С помощью:
Второе направление — анализ данных. Он проводится в несколько этапов:
1. Сбор данных о клиентах (имя, телефон, email, дата последней покупки, количество покупок, сумма всех покупок) из всех источников:
2. Группировка и сегментация данных. Здесь используем RFM-анализ — сегментацию клиентов на основе давности последней покупки, частоты покупок, общей суммы покупок. Также оцениваем клиентов по прибыли, которую они приносят, на группы A (самые ценные), B и C.
3. Анализ сегментов. Здесь нужно:
4. Разработка стратегии взаимодействия с разными сегментами. Например, если в сегменте клиенты давно не посещали сайт, то на рекламный баннер можно вывести: «Мы по вам соскучились! Сейчас у нас распродажа, приходите!». В ситуации, если покупатель уже приобрел что-то, можно подготовить креатив: «К этому товару хорошо подойдет этот».
Упростить процесс ведения клиентской базы могут инструменты автоматизации — CRM. Разберем три инструмента:
amoCRM
Основная задача amoCRM — управление взаимоотношениями с клиентами. В сервисе доступны:
1. Простое и удобное отслеживание этапов сделок. Помогает следить за прогрессом в работе, вовремя выявлять и устранять причину застоя. Разберем на примере организации из сферы недвижимости. Здесь сделка проходит в несколько этапов: знакомство с клиентом, показ, расчет стоимости, заключение договора, оплата. Каждый этап отображается в amoCRM в виде карточки сделки, где видно статус: «Новый», «Знакомство», «Показ», «Расчет», «Договор подписан».
2. Автоматическое распределение входящих заявок между менеджерами. Разберем на примере организации, у которой много входящих звонков в течение дня. Чтобы равномерно распределять нагрузку среди менеджеров, в amoCRM настроено правило: входящие заявки распределяются автоматически между свободными сотрудниками в порядке живой очереди.
3. Интеграция с телефонией и почтовыми сервисами. Коммуникация с клиентом в формате телефонного разговора или электронного письма автоматически сохраняется в системе и привязывается к конкретной сделке. Это важно, поскольку любой подключившийся к коммуникации менеджер будет видеть всю необходимую информацию.
4. Ведение аналитики эффективности менеджеров и отделов. Сервисы хранят информацию о том, сколько сделок обработано каждым менеджером, какая конверсия по этапам, каковы средний чек, длительность закрытия сделки и т. д. Такая информация полезна руководителю для понимания того, как идет работа в отделе, требуют ли какие-либо процессы его участия.
5. Настройка триггеров и автоматических действий на каждом этапе сделки. Разберем на примере организации из сферы недвижимости. При переходе сделки от этапа «Знакомство» к этапу «Показ» система автоматически создает задачу для менеджера: «Записаться на просмотр недвижимости с клиентом». Срок выполнения задается заранее. В случае если менеджер не успевает выполнить задачу вовремя, система напоминает ему повторно, а при просрочке дедлайна сообщает руководителю.
Система интегрируется с популярными каналами связи и сервисами маркетинга.
Подходит для задач малого и среднего бизнеса.
Битрикс24
Битрикс24 — платформа, предназначенная для управления бизнесом. Функционал сочетает в себе инструменты CRM, документооборота, корпоративного портала. Среди ключевых возможностей:
1. История взаимодействия с клиентами. Представим компанию, которая занимается продажей мебели. Иван, постоянный клиент, попросил менеджера подобрать диван для гостиной. Менеджер фиксирует этот контакт в системе Битрикс24, где уже хранится другая информация о взаимодействии с Иваном: телефонные звонки, переписки в чате, личные встречи, заказы и обращения в техподдержку. Все эти события собираются воедино, и если при повторном обращении Ивану ответит другой менеджер, вопрос клиента решится быстро, ведь менеджер будет видеть полную историю общения.
2. Трекер задач. Сотрудники ставят в системе задачи друг на друга и контролируют здесь же их выполнение — без лишней коммуникации.
3. Инструменты автоматизации бизнес-процессов: работа с заявками, договорами, отчетностью и т. д. Представим, что посетитель сайта заполнил форму заявки на приобретение товара. После этого Битрикс24 запускает автоматические процессы обработки новых клиентов.
4. Инструменты для эффективного командного взаимодействия: внутренняя почта, чаты и видеоконференции.
5. Интеграция с сайтом и социальными сетями. Представим, что потенциальный покупатель оставляет комментарий в социальной сети с вопросом о цене и доставке товара. Сотрудник мгновенно получает уведомление об этом на портале Битрикс24 и связывается с потенциальным покупателем.
Система отличается комплексностью решений.
Подходит крупным компаниям.
Мегаплан
Мегаплан — CRM и система управления проектами, которая настроена на повышение эффективности внутренней и внешней работы команды. Ключевые возможности Мегаплана:
1. Систематизация всех контактов внутри единого интерфейса. Представим, что клиент совершил покупку в организации. В Мегаплане сохранены его контакты, заказы, предпочтения и детали прошлых встреч. Любой сотрудник, открыв его карточку, увидит полную историю взаимодействия с ним и получит актуальную информацию для дальнейшего контакта.
2. Настройка правил поведения с клиентами. В Мегаплане можно настроить автоматические напоминания сотрудникам о важных событиях: звонках клиентам, письмах и прочих мероприятиях.
3. Детальная аналитика и отчеты: графики занятости сотрудников, финансовые показатели, сравнительные диаграммы по отделам и исполнителям.
4. Трекер задач.
Подходит малому и среднему бизнесу, которому важно:
«Анализ покупательского поведения дает возможность более четко сегментировать и таргетировать аудиторию, а также строить качественные Look-alike сегменты для рекламных кампаний. Работа с клиентской базой — это не просто сбор контактных данных, а целый процесс, требующий внимательного подхода. Применяя грамотную стратегию, можно значительно повысить эффективность бизнеса и построить долгосрочные отношения с клиентами»