Праздник метростроителей, радиосвязь в метро: от истоков до современных решений

2025-10-02 15:43:21 Время чтения 4 мин 280

Обеспечение надежной радиосвязи является одной из ключевых задач для безопасной и эффективной работы метрополитена. История российского метро началась в Советском Союзе: решение о его строительстве приняли летом 1931 года, а уже осенью 1934-го по путям прошел первый пробный поезд. Торжественное открытие первой линии Московского метро состоялось в октябре 1935 года, соединив станции «Сокольники» и «Парк культуры», а также «Охотный ряд» и «Смоленская».

Долгое время у метростроителей не было своего профессионального праздника. Инициатива учредить такую дату прозвучала осенью 2022 года, и уже в январе 2023-го Президент РФ В. В. Путин подписал Указ об установлении Дня метростроителя, который теперь отмечается ежегодно 2 октября. Сегодня подземкой пользуются жители семи российских городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Самары и Новосибирска, и все причастные к этой отрасли отмечают свой праздник, где бы они ни находились.

Метро — это сложнейший инженерный проект, а его строительство и поддержание бесперебойной работы требуют колоссальных затрат и усилий. Без современных систем автоматики, коммуникаций и, в первую очередь, надежной связи его функционирование невозможно.

Первые опыты по организации поездной радиосвязи (ПРС) в СССР датируются 1952 годом. Изначально для этого использовался токонесущий рельс, к которому подключались стационарные и поездные радиостанции на частоте около 100 кГц. Однако эта технология не могла обеспечить ни достаточную дальность, ни удовлетворительное качество связи.

Сегодня, с ростом требований и развитием беспроводных технологий, системы радиосвязи для подземных объектов становятся все более значимыми, постепенно вытесняя устаревшие проводные решения.

Ключевые функции современной системы радиосвязи для метро:

  1. Связь диспетчера с машинистами: Непрерывная связь между поездным диспетчером и машинистами на всем маршруте следования.
  2. Координация на станциях и в тоннелях: Обеспечение связи диспетчеров и дежурных по станциям с ремонтными и аварийными службами как на станциях, так и в тоннелях.
  3. Управление в депо: Организация радиосвязи диспетчеров депо с машинистами и ремонтными бригадами на территории электродепо.
  4. Взаимодействие при ЧС: Возможность интеграции с системами радиосвязи экстренных служб.
  5. Многоканальность и универсальность: Наличие транкинга с функцией назначения приоритетов, поддержка большого числа одновременных соединений, что позволяет использовать одну систему для поездной, диспетчерской и технологической связи.

Для стабильной работы связи под землей применяется специальный радиоизлучающий кабель, выполняющий роль антенны.

Как выбрать систему?

Выбор конкретной системы и стандарта связи требует индивидуального подхода. Для этого необходимо разработать техническое задание, которое четко определит цели и задачи системы, и уже на его основе проводить технико-экономические расчеты.

Таким образом, подбор системы связи для строительства и эксплуатации подземных сооружений — это комплексная задача, которая решается индивидуально под каждый проект и может быть реализована различными техническими средствами.

Компания Радиоцентр на протяжении многих лет успешно реализует и строит системы радиосвязи различной сложности.

Приглашаем Вас к сотрудничеству!

Мы сможем оптимально решить Вашу задачу по организации радиосвязи: