Инвестиции в один клик: новые уникальные финтех-продукты делают за инвестора примерно все

2025-12-02 14:01:20 Время чтения 11 мин 170

Микрофинансовые организации давно стали мощным инструментом финансовой инклюзии, так как работают с теми, кому недоступны традиционные банковские услуги (а таковых 1,4 млрд взрослого населения по всему миру). Для реализации таких амбициозных целей в МФО обращаются к современным финтех-решениям. Рассказываем о достижениях в сфере финтеха на отечественном рынке микрофинансирования.

К началу 2025-го мировой рынок микрофинансирования достиг $215 млрд — и судя по темпам роста, к концу года он дойдет до ~ $240 млрд. Ожидается, что к 2029 году показатели мирового рынка МФО превысят ~ $368 млрд.

Одним из драйверов такого впечатляющего роста является цифровизация сферы микрофинансирования. МФО внедряют масштабируемые и модульные решения, чтобы оставаться конкурентоспособными и иметь значительное влияние в современном финансовом ландшафте. Расскажем об основных тенденциях среди таких цифровых продуктов, опираясь на исследование Fintech Trends 2025.

Непаханое поле e-commerce

В первую очередь следует назвать BNPL (Buy Now Pay Later, «купи сейчас, плати потом»). Ожидается, что к концу 2025 года этот сегмент рынка в мировом масштабе преодолеет отметку в $400 млрд. Сегодня главные пользователи таких сервисов — миллениалы и зуммеры, для которых вполне органичны цифровые способы оплаты. Но чтобы привлечь больше клиентов, в том числе предпочитающих совершать покупки офлайн, сервисы BNPL уже выходят за рамки онлайн-платформ.

При этом в России с BNPL ситуация в некоторой степени уникальная. С одной стороны, это направление с очень впечатляющей динамикой роста: за первое полугодие 2025-го рынок BNPL у нас вырос почти в два раза, достигнув 300 млрд руб., тогда как за тот же период 2024-го он составлял 155 млрд. Ожидается, что к концу 2025 года объем рынка превысит 700 млрд руб.

С другой стороны, проникновение BNPL в e-commerce в России составляет всего 2% (только 6% покупателей в нашей стране регулярно пользуются BNPL). Иными словами, это сегмент с колоссальным потенциалом.

Первым независимым BNPL-сервисом в России является «Denum Плати Частями» от «Денум Солюшнз» (входит в холдинг Denum). Компания работает недавно (с 2022 года), но ее финансовые показатели уже впечатляют. По итогам девяти месяцев 2025 года размер портфеля компании составил 2 млрд руб., общий объем выдач — 3,2 млрд руб., привлечено более 1 млн новых клиентов, также на 300 млн руб. размещены облигации с переподпиской X10.

Компания сотрудничает с более 3000 магазинами, среди которых такие крупные игроки, как Wildberries, «Эльдорадо» и «Мегафон». В ближайшей перспективе — интеграция с МТС, билайн, T2 и Avito.

ИИ-агенты помогают в финансах

В наши дни основными посредниками навигации по сети все чаще становятся чат-боты. Они выполняют все больше рутинной работы вместо пользователя, касается ли это выбора покупок на маркетплейсах или поиска нужной цитаты. Тенденция эта, по всей видимости, будет усиливаться — и сегодня мы, возможно, являемся свидетелями рождения экономики «нового интернета», где основными пользователями станут не люди, а ИИ-агенты на основе больших языковых моделей (LLM). В конечном итоге они могут и вовсе заменить веб-страницы — пользователи будут получать информацию от своих помощников, даже не просматривая сайты.

Это уже затронуло финансовый сектор. ИИ-агенты эволюционировали в эффективных помощников в финансовых вопросах. Они умеют анализировать контекст, формулировать задачи, подбирать нужные инструменты для их решения, учиться на основе пользовательских данных и подстраиваться под индивидуальные нужды. Такие агенты помогают управлять бюджетом, оптимизировать расходы, дают советы по инвестициям и создают персонализированные рекомендации, опираясь на привычки клиента.

Одними из первых среди МФО в России чат-боты начали задействовать в компании «МигКредит» холдинга Denum. Их используют не только для скоринга, но и для оптимизации рутинной работы. Через платформу за месяц проходит более 3000 клиентских документов, все они изучаются в автоматическом режиме, что позволяет высвободить до 1700 человеко-часов. За счет гибкости облачной системы DenumTech, которая легко интегрируется по API, удается сформировать быстрые и практически не ограниченные по масштабированию решения для скоринга. А благодаря защищенным каналам связи все процессы между МФО, банками и другими участниками рынка выстраиваются бесшовно.

Плоды зрелого финтеха

Достижения в онлайн-среде масштабируются и выходят в офлайн. Осенью в Москве прошел MFO Russia Forum — одно из главных событий в микрофинансовой сфере. В этом году программа мероприятия была разработана с участием искусственного интеллекта, который стал полноценным спикером дискуссии и представил свое видение проблем рынка. Тем самым было показано, что ИИ уже не только объект экспериментов, но и рабочий инструмент. Он помогает крупным компаниям снижать расходы и улучшать взаимодействие с клиентами благодаря гибким технологичным решениям в сфере обслуживания. Одним из ключевых гостей форума выступила компания Denum Tech.

Егор КОЗЛОВ, генеральный директор Denum Tech

«Для нас ИИ — это прежде всего инструмент для снижения операционных затрат и полной автоматизации рутинных процессов. Мы стремимся к тому, чтобы все внутренние операции могли функционировать автономно, будучи по минимуму зависимы от человеческого фактора. Мы не можем определить, какой сорт кофе предпочитает клиент, но в состоянии отследить его поведенческие паттерны и в нужный момент предложить релевантный финансовый продукт. ИИ способен прогнозировать долгосрочное поведение заемщика, выявлять мошеннические схемы на этапе зарождения и персонализировать предложения с недостижимой ранее точностью», — рассказывает Егор КОЗЛОВ, генеральный директор Denum Tech.

Совсем недавно в Denum представили новый уникальный продукт — «Личный кабинет инвестора» для бесшовного заключения договоров с вкладчиками в МФО. С его помощью можно заключать и расторгать контракты, рассчитывать доходность, снимать деньги со счета или пополнять для реинвестирования. Все это осуществляется удаленно — без бумажного документооборота и необходимости посещать офис. В настоящее время «Личный кабинет» доступен только для физических лиц, но следующим шагом будет работа с ИП и юрлицами.

Директор по привлечению инвестиций Denum Игорь ДЕМЕНТЬЕВ

«Запуск нового сервиса стал важным этапом цифровой трансформации компании. Мы полностью отказались от бумажного документооборота. Это показатель зрелого финтеха, доступный единицам на рынке МФО. “Личный кабинет инвестора” отражает нашу философию — уход от бюрократии в пользу умных и безопасных решений», — говорит директор по привлечению инвестиций Denum Игорь ДЕМЕНТЬЕВ.

СЕО группы Denum Вадим ЮРКО

«Инвесторы хотят управлять своими вложениями дистанционно — открывать и продлевать договоры, пополнять счета или снимать средства, получать актуальную информацию и делать это в один клик. “Личный кабинет инвестора” предоставляет им именно такой опыт — безопасный, прозрачный и максимально удобный», — отмечает СЕО группы Denum Вадим ЮРКО.

Для полноценной работы с «Личным кабинетом» инвестору нужно иметь подтвержденный аккаунт на «Госуслугах». Этого достаточно для верификации с точки зрения KYC.

Кстати, «Личный кабинет инвестора» — абсолютно уникальный продукт. Ни одна российская МФО не обладает таким уровнем цифровизации. И это еще раз подтверждает лидерство холдинга Denum в разработке финтех-продуктов в сфере микрофинансировании.