Реклама с дипфейком. Креатив, за который хвалят, или ошибка, за которую судят?

2025-09-21 00:53:18 Время чтения 7 мин 191

Когда «Сбер» оживил Жоржа Милославского в своей рекламе, все ахнули. Технология дипфейк, которой раньше пугали, вдруг стала инструментом для крутого креатива. Но за яркой картинкой прячутся серьёзные риски. Можно не только потерять репутацию, но и получить вполне реальный иск. Давайте разберёмся, когда дипфейк - это хорошая идея, а когда - шаг к провалу.

Почему бренды так тянет к дипфейкам?

Во-первых, это почти гарантированный хайп. Реклама с «ожившей» звездой или историческим деятелем мгновенно разлетается по соцсетям. Во-вторых, креатив становится безграничным. Можно заставить кого угодно говорить что угодно. Наконец, иногда это кажется проще и дешевле, чем работать с живой знаменитостью.

Правда, «дешевле» - понятие относительное. Российские студии говорят, что качественный ролик стоит от полутора-двух миллионов рублей. А цена легко может улететь за десятки миллионов.

Когда это сработало хорошо

Есть примеры, когда дипфейк сработал отлично. В России это, конечно, реклама «Сбера» с Жоржем Милославским. Бренд договорился и с «Мосфильмом», и с наследниками Леонида Куравлёва, поэтому реклама вызвала только тёплую ностальгию.

Другой сильный пример - социальная кампания Malaria No More. В ней Дэвид Бекхэм «говорил» на девяти языках голосами реальных людей. Здесь технология не развлекала, а помогала донести важную мысль: проблема касается всех.

Когда это закончилось судом

Долгое время все только говорили о рисках, а в 2023 году в России случилось первое громкое дело. Компания Roistat использовала в рекламе дипфейк Киану Ривза, созданный с помощью сервиса Reface. Владельцы сервиса подали в суд и выиграли 500 000 рублей компенсации.

Этот случай показал всему рынку, что риски вполне реальны. За незаконное использование дипфейка придётся платить.

Другие проблемы, кроме суда

Источник: www.freepik.com

Даже если до суда не дошло, бренд может столкнуться с другими неприятностями. Плохо сделанный дипфейк выглядит жутко и вызывает отторжение, это называют эффектом «зловещей долины».

Ещё один риск - этический. Представьте, что Лев Толстой рекламирует бургеры. Это выглядит цинично и бьёт по репутации. Наконец, используя технологию для обмана, пусть и в шутку, бренд рискует потерять доверие своих клиентов.

Что нужно знать о законах

Отдельного закона о дипфейках в России нет, но это не значит, что можно всё. Во-первых, есть право на изображение человека. Использовать его можно только с согласия самого человека или его наследников. Во-вторых, если вы берёте персонажа из фильма, как Милославского, нужно разрешение от правообладателей, например, киностудии. Наконец, если дипфейк оскорбляет или унижает человека, можно получить иск о защите чести и достоинства.

Как подойти к проекту? Пошаговый план

Если вы все же решились, действовать нужно очень осторожно.

Сначала к юристам, а не к креативщикам. Первый и главный шаг - выяснить, чьи права вы можете затронуть и можно ли получить все разрешения. Если юристы говорят «нет» или «слишком рискованно», проект лучше остановить.

Затем - идея. Нужно честно ответить на вопрос: зачем здесь дипфейк? Если его можно убрать и суть рекламы не изменится, значит, это просто дорогая игрушка. Технология должна быть частью истории, а не просто украшением.

После этого ищут подрядчика. Смотреть нужно не на цену, а на портфолио с похожими работами. Важно спросить, как студия решает юридические вопросы и обеспечивает чистоту прав на используемый софт.

И только потом начинается производство. Для него понадобится много материала для обучения нейросети. Это могут быть часы видео или сотни фотографий человека в высоком разрешении.

А есть ли альтернативы? Что делать, если страшно

Полный дипфейк - это сложно, дорого и рискованно. Но есть и более безопасные пути.

Можно найти очень похожего актера-двойника и доработать его внешность с помощью компьютерной графики. Так, например, делали в сериале «Мандалорец» для омоложения Люка Скайуокера. Это юридически намного проще.

Другой вариант - использовать только голос. Синтезировать узнаваемый голос сегодня технологически легче, чем создать реалистичное лицо. Его можно наложить на анимационного персонажа или использовать за кадром.

Наконец, можно вообще отказаться от реализма и создать стилизованного 3D-персонажа, который будет лишь напоминать знаменитость. Это полностью снимает риски, связанные со «зловещей долиной» и правами на изображение.

Что в итоге думают на рынке?

Если коротко, то мнения такие. Креативные директора говорят, что это мощный инструмент, но всё зависит от идеи и уважения к первоисточнику. Юристы советуют исходить из принципа «по умолчанию нельзя» и получать письменные разрешения от всех, кого только можно. А стратеги спрашивают «Зачем?». Если дипфейк - просто яркая игрушка без смысла, он может навредить бренду больше, чем помочь.

Так что же такое дипфейк в рекламе? Это сильный, но очень рискованный инструмент. История «Сбера» показала, как можно добиться успеха. А дело Roistat - чем грозит ошибка. Чтобы всё получилось, бренду нужно не только найти деньги и хороших технарей. Главное — получить все юридические разрешения и придумать идею, где технология действительно нужна. Без этого яркая задумка легко превратится в большую проблему.