Хабр читают 88,2% айтишников, а свои блоги здесь ведут 350 компаний, включая Яндекс, Сбер, VK и МТС. При этом одни блоги попадают в топ, а другие — уходят в застой после первых публикаций. Артём Малинин, SMM-директор, и Нина Пухова, редактор техноблогов Hate Agency, — о том, как бизнесу наладить регулярный постинг и стать своим в IT-сообществе.
Хабр — крупнейшая площадка про IT на русском языке, которая выросла из маленького айтишного сообщества с мемами. Это одновременно медиа и база знаний, которая пополняется благодаря пользователям с 2006 года.
Сегодня Хабр уже больше, чем сообщество техногиков. Его читают менеджеры, аналитики, маркетологи, дизайнеры и просто ценители научпопа. Мы в Hate Agency тоже обожаем Хабр. Пока одни площадки умирают и собирают крошки внимания аудитории, а другие вечно меняют алгоритмы, Хабр — живее всех живых. И бизнесу точно не стоит сбрасывать его со счетов.
Хабр ежемесячно посещают 11 млн уникальных читателей. Каждый день на площадке появляются материалы, интересные не только программистам и дата-сайентистам, но и обычным людям, неравнодушным к технологиям.
На Хабре шесть разделов или потоков:
Лента у каждого юзера уникальна и зависит от его интересов и подписок. Подписываться можно на хабы (узкие тематические рубрики), авторов и блоги компаний — технически это тоже хабы. Корпоративные блоги с самым высоким рейтингом находятся в блоке справа. Чтобы попасть в эту десятку, важно регулярно выпускать полезный и интересный контент.
Весомую часть контента на Хабре публикуют частные авторы. Они делятся новостями, советами и историями, помогают решать задачи и не повторять ошибок в работе и жизни. Тем же занимаются и авторы корпоративных блогов, только выступают от лица компании и транслируют её ценности.
Что даёт бизнесу блог на Хабре:
На Хабре компании могут встретиться со специалистами и поговорить на равных. Если готовы к такому диалогу, вам здесь понравится.
Завести блог довольно просто. В футере сайта есть раздел «Корпоративный блог» с тарифами и условиями. Самый базовый в 2025 году стоит 210 000 ₽ на три месяца с учётом НДС, но есть и другие. Заполняете форму, отправляете заявку — при одобрении с вами свяжутся менеджеры.
После оплаты вы получите ключ, которым можно активировать блог в созданном аккаунте компании. Но не торопитесь с активацией — лучше сначала подготовиться к ведению блога.
Вот что мы рекомендуем сделать заранее:
Изучить площадку. Типы аккаунтов, приглашения, карма, голосование, рейтинг, хабы — понимание принципов работы Хабра позволит стартовать быстро и уверенно. У площадки есть свои особенности, действовать по «накатанной» здесь не получится. Аудитория Хабра требовательная и подкованная, будьте к этому готовы.
Проанализировать конкурентов. Но не сильно увлекаться, ведь ваши конкуренты на Хабре — классные блогеры и эксперты, а не другие компании. Обращайте внимание не только на топовые статьи, но и на неудачные — и не повторяйте ошибок. Если какая-то тема совсем не зашла, внесите её в черный список.
Разобраться с целями. Чего вы хотите от блога на Хабре? Повысить узнаваемость бренда или продукта? Набрать людей в команду? Иметь солдаут на курсах и мероприятиях? Потешить эго и забраться на верхушку рейтинга? Можно всё вместе, это нормально.
Построить стратегию. Зная цели, вы примерно будете понимать, о чём писать. А с форматами поможет Хабр — в разделе для компаний много полезной информации. Главное — помнить: читатели ждут от вас экспертизу и полезный контент, за неприкрытую рекламу здесь минусуют и хейтят в комментариях.
Собрать редакцию. Блог — большая работа, и для неё нужны люди: авторы, редакторы, дизайнер. Писать на коленке, публиковаться время от времени и расти в рейтинге не получится. Полностью делегировать блог агентству или нанятому копирайтеру — тоже не лучшая идея, далее расскажем, почему.
Продумать мотивацию авторов. Высылайте приглашения сотрудникам, готовым делиться экспертизой и отвечать на вопросы. Задача редакции — помогать и поощрять, а не критиковать и закатывать глаза на ошибки. Бонусы могут быть разными: благодарность, мерч, премия, отправка на конференцию.
Подготовить контент-план. Лучше сразу на 3 месяца — при необходимости его можно скорректировать. Продумайте, что будете выпускать, если какой-то рабочий кейс застрянет на согласовании. Это может быть обзор девайса, крутой туториал или малоизвестная история. Иметь такие заглушки — база.
Контент тоже лучше написать и согласовать заранее, хотя бы на первые пару недель. А дальше — смотреть, что лучше заходит, пробовать новые форматы и экспериментировать. Такая подстраховка очень важна на старте, когда процессы ещё не отлажены, а вам нужно писать материалы, брать интервью, привлекать новых авторов — и так по кругу.
Сколько материалов в неделю выпускать на Хабре — зависит от ваших целей, амбиций и качества материалов. Оптимальный темп — 2–3 публикации в неделю. Обычно небольшая инхаус-команда с этим справляется.
Но если хотите быстрее продвигаться в рейтинге компаний, потребуется полноценная редакция, сравнимая с бренд-медиа. Ведь чем больше у компании хорошо оцененных публикаций (и чем чаще они появляются), тем выше она в рейтинге.
Несколько публикаций в день делают техногиганты, и за этим стоит непрерывная работа нескольких команд — в штате и на аутсорсе. Мы в Hate Agency помогаем компаниям вести блоги на Хабре с 2022 года. И по нашему опыту схема «бизнес + агентство» — наиболее успешная.
Инхаус-редакция имеет прямой доступ к авторам-сотрудникам и глубоко разбирается в продуктах. Агентство — знает, как писать статьи для Хабра и где искать авторов, и экономит время бизнеса и экспертов.
Одна статья на Хабр — это от 10 до 20 трудочасов, не считая правок и оформления. А ещё нужно «окучивать» разработчиков, дёргать дизайнеров, делать анонсы, проводить интервью, ходить на совещания... Если взвалить всё это на пару человек в штате компании, они выгорят уже в первый месяц.
Вот пример, как можно распределить задачи между двумя редакциями:
Инхаус-команда
✔ утверждает контент-план
✔ следит за инфоповодами в компании
✔ достаёт истории и кейсы из внутрянки
✔ готовит техничку с экспертами
✔ согласует материалы внутри компании
✔ привлекает новых авторов-сотрудников
✔ отвечает на вопросы в комментариях
Агентство
✔ мониторит тренды
✔ приносит идеи материалов
✔ пишет научпоп и технодайджесты
✔ берет интервью у экспертов и пишет статьи
✔ помогает дорабатывать тексты сотрудников
✔ оформляет, верстает и публикует материалы
✔ готовит аналитику
Про вариант «нанять фрилансера» говорить много не будем. Копирайтер без доступа к экспертам будет наполнять блог безликим контентом, который никто не читает. Да и продуктивности одного человека на хабраблог явно не хватит.
Хороший блог на Хабре требует времени. Сюда не приходят, чтобы опубликовать пару статей и пропасть с радаров. Признание не получить моментально, чтобы стать своим, придётся поработать. Многие крупные компании ведут блоги более 10 лет.
Вот несколько советов, которые помогут вашему хабраблогу не затеряться среди других:
И последнее: успех вашего блога на Хабре зависит не только от площадки, но и от вас. Сразу после публикации шерьте статью по всем возможным каналам: e-mail-рассылка, корпоративный портал, соцсети, мессенджеры. Лояльные подписчики охотно вас проплюсуют, а статья быстрее попадёт в суточный топ и, возможно, в соцсети самого Хабра.