Утильсбор и спрос на иномарки: комментирует Борис Беленький

2025-12-04 23:38:57 Время чтения 4 мин 51

Российский рынок вновь пережил неожиданную вспышку активности: в октябре дилеры зафиксировали резкий рост спроса на иномарки из-за предстоящего изменения методики расчёта утилизационного сбора. По словам участников рынка, причиной всему выступил страх покупателей столкнуться с повышенными платежами в 2026 году.

Спрос рос практически по всему спектру брендов. Как отмечают дилеры, клиенты ускоряли решения и не откладывали покупку до следующего года. В результате октябрь стал одним из самых насыщенных месяцев, а особенно быстро раскупались автомобили мощностью свыше 160 л. с., которые с 1 декабря выпадут из «льготной» категории и будут облагаться коммерческим утильсбором.

Главной интригой остаётся динамика спроса именно на иномарки, ставшие дефицитным ресурсом для многих дилеров. После октябрьского всплеска склады заметно «просели», и в начале 2026 года рынок может замедлиться не только из-за утильсбора, но и из-за ограниченности предложения. Многие популярные модели уже сейчас не доступны к покупке, а новые партии поступают нерегулярно, что усиливает риск «просадки» продаж в первом квартале.

Как показал октябрь, спрос был не просто реакцией на изменение правил, а стремлением покупателей переходить на более качественные и мощные иномарки в условиях нестабильных поставок. Когда предложение сжимается, а востребованные иномарки исчезают с рынка, покупатели предпочитают действовать заранее. Именно комбинация ограниченности складов, желания успеть приобрести автомобиль с лучшей комплектацией и общей неопределённости с поставками спровоцировала скачок спроса и сформировала базу для последующей коррекции.

«Мы наблюдаем классическую модель поведения: рынок быстро “взлетает” перед изменениями, но затем остывает. Утилизационный сбор — мощный регуляторный инструмент, и его корректировка закономерно сдвинула спрос в более ранние сроки. В начале 2026 года рынок пройдет через фазу перегруппировки: спрос снизится, склады потребуют восстановления, а дистрибьюторам понадобится корректировка своей стратегии», — отмечает Борис Беленький, CVO CARCRAFT GROUP.

В такой ситуации возрастает значимость инструментов, которые помогают дилерам управлять финансированием и адаптироваться к быстрым изменениям на рынке. Платформа CARCRAFT, объединяющая банки и автодилеров, становится ключевым элементом устойчивости. Её инструменты позволяют выстраивать гибкие финансовые модели, поддерживать оборот и снижать риски при колебаниях спроса и условий регулирования.

Борис Беленький, CVO CARCRAFT GROUP

CARCRAFT — лучшая в России мультибанковская онлайн-платформа финансирования автомобильного бизнеса по результатам исследования Автостат. Ведёт свою деятельность с 2016 года, имеет базу более 500 российских авторитейлеров, включая ТОП-10 крупнейших игроков рынка, сотрудничает с ведущими российскими банками. Ежемесячный объём финансовых операций превышает 10 млрд руб. Компания является победителем конкурса «IT-Революция в автобизнесе» (2021–2025 гг.), официально включена в реестр российского ПО Минцифры и является участником инновационного центра «Сколково». Входит в рейтинг SMART500. Серебряный призер рейтинга Forbes.