Развитие XR-технологий делает их более доступными для рядовых пользователей, а значит — открывает бизнесу больше возможностей для взаимодействия с аудиторией. Что точно стоит знать об иммерсивных технологиях? О тенденциях XR-сферы, которые бизнес может применить в своих процессах уже сегодня, рассказывает Петр Толочков, IT-предприниматель, основатель и CEO группы компаний по разработке VR & AR-решений для бизнеса Way2Win Group.
XR (Extended Reality, или «расширенная реальность») — термин, который объединяет все иммерсивные технологии. В XR входят: AR (Augmented Reality, или «дополненная реальность»), VR (Virtual Reality, или «виртуальная реальность») и MR (Mixed Reality, или «смешанная реальность»).
С 2020 года рынок XR-технологий развивается активнее, чему поспособствовали COVID-19 и режим самоизоляции: если в 2019 году эксперты прогнозировали рост объемов сферы до $140–150 млрд к 2020 году, то сегодня прогноз на 2030 год составляет уже $457,06 млрд. Во время пандемии многие процессы перешли на удаленку, а компании начали искать решения, чтобы стать ближе к своему клиенту. Тогда одним из самых эффективных инструментов бренд-коммуникации стала виртуальная и дополненная реальность.
Однако с окончанием режима самоизоляции интерес к иммерсивным технологиям не упал, — напротив, он начал расти еще активнее. Почему? Это результат всеобщей диджитализации: теперь клиенты предпочитают онлайн-покупки офлайн-шоппингу, а маркетинговые стратегии в онлайне развиваются как никогда раньше. На этом фоне представители рынка видят в XR потенциал для использования в качестве эффективного инструмента, который способен закрывать ряд бизнес-задач. Например, IKEA и Amazon создали для смартфонов AR-приложения, которые позволяют клиентам увидеть, где и как можно разместить мебель или другие предметы в доме, и оценить, как они будут выглядеть в разных локациях еще до покупки. Изменился подход и к продаже привычных товаров — для повышения лояльности компании стали выходить на контакт напрямую с пользователем. Это характерно, например, для фармкомпаний. Компания Bayer, например, запустила веб-приложение с 3D и AR-визуализацией для демонстрации врачам работы препарата и его сравнения с конкурентами.
Сегодня важной частью аудитории потребителей становятся представители поколения Z, или диджитал-нейтивы. Это «цифровое поколение» людей, который родились после цифровой революции, начиная с 2002 года. Уровень материальной обеспеченности зумеров с каждым годом растет, как и интерес этого поколения к применению XR-технологий на бытовом и бизнес-уровнях. К тому же, зумеры быстро адаптируются ко всему новому и технологичному. Они верят в будущее технологий, поэтому сами становятся будущим не только для иммерсивной индустрии, но и для предпринимательства. Привлечь внимание этого поколения через внедрение XR в презентацию бренда или в рекламу продуктов компании значительно проще, чем использовать классические стратегии маркетинга.
При этом бизнесу не стоит убирать из фокуса внимания и поколение Y («миллениалов»). Миллениалы интересуются современными технологиями и заинтересованы в упрощении ежедневных рабочих и бытовых процессов. Например, с помощью VR-очков. В совокупности миллениалы и зумеры сегодня составляют 45% рабочей силы в мире — почти половину от общего количества работников разных поколений.
Возможности AR-интеграций в бизнес расширяются благодаря доступности технологий для среднестатистических потребителей. В 2023 году количество пользователей устройств, которые поддерживают дополненную реальность, составило 1,3 млрд человек. Сегодня оценить AR-решения для бизнеса можно с простого браузера на ПК или со смартфона, для этого не понадобится специализированное оборудование. Поэтому запуская AR-проект в 2025 году, вы уже можете рассчитывать на большую базу пользователей, которая растет с каждым годом.
Интеграция искусственного интеллекта в процесс создания 3D-моделей или анимации значительно упрощает и ускоряет процесс разработки объемных проектов. На текущем этапе это макротренд, который с каждым годом порождает более эффективные решения в фотограмметрии, для отдельных элементов оцифровки 3D.
Технологии искусственного интеллекта сегодня активно помогают в оцифровке мира и создании виртуального контента: от сценария до скетчей. В перспективе будущего ИИ начнет сильнее прогрессировать и внедряться в процессы 3D-моделирования и анимирования.
Интерактив в контексте трендов — это не просто элементы классического интерфейса (кнопки разделов меню), а технологии, дающие возможность пользователям получить нестандартный опыт взаимодействия с сайтом. Это может быть анимационное оформление дизайна платформы, внедрение бота-помощника на базе ИИ для навигации на сайте, геймификация процесса поиска информации на странице — перечень можно продолжать и дальше. Интерактивные сайты помогают выделиться среди тысяч конкурентов и повысить вовлеченность аудитории во взаимодействие с компанией.
XR позволяет усилить положительный эффект пользователя от взаимодействия с интерактивными форматами. Например, проект Way2Win Group с Arigami в рамках промо-кампании по продвижению умной колонки SberBoom. У потенциальных покупателей появилась возможность провести AR-примерку колонки в домашнем интерьере, чтобы выбрать лучшую модель и цвет. Другой пример усиления интерактива с помощью XR — кейс Sanofi, который компания в 2021 году реализовала в формате онлайн-выставки с 3D-туром. В период пандемии массовые офлайн-мероприятия были недоступны, поэтому было важно выйти за рамки шаблонного креатива и мыслить более инновационно.
Основной потенциал цифровых аватаров заключается в ИИ-трекинге без использования физических механизмов. Искусственный интеллект создает для решения бизнес-задач готовых аватаров, которые говорят голосом сотрудника, предпринимателя или клиента. Использовать подобные аватары можно на мероприятиях компании, в качестве клиентской поддержки, в рамках маркетинга, для обучения или блогинга.
Сегодня ИИ-технологии качественно воссоздают голосовые аналоги реальных людей, но уже через несколько лет будет доступна полная оцифровка человека по нескольким фотографиям. В будущем пользователи смогут создавать полноценных ИИ-аватаров с сохранением внешнего вида и голосовых функций.
Нашумевшие Apple Vision Pro буквально стали «первым iPhone» в мире иммерсивных технологий. Гаджет оснащен передовым функционалом: управление жестами, переключение между AR и VR, пространственное аудио, съемка трехмерных фото и видео. Однако первая версия очков от Apple имеет и ряд недостатков:
Однако негативные факторы не уменьшают, а наоборот повышают интерес аудитории к гарнитуре. Пользователи ориентируются не только на гигантов рынка, но и присматриваются к начинающим производителям. Поэтому сейчас у разработчиков есть возможность создать альтернативные версии очков, которые будут доступнее и функциональнее Apple Vision Pro.
Использование иммерсивных технологий в обучении особенно актуально для тех ситуаций, которые практически невозможно воспроизвести в рамках тренировочного процесса. Такие компании, как «РусГидро» и «Газпромнефть» используют в обучении сотрудников VR-тренажёры. Например, для повышения квалификации оперативного персонала ГЭС или отработки алгоритмов действий в нештатных ситуациях.
Важным преимуществом применения в образовательных процессах VR и AR является то, что технологии позволяют не просто воспроизвести конкретные условия и ситуации, но и сокращают время, затрачиваемое на обучение.
Перед интеграцией XR-технологий в бизнес важно объективно оценить все преимущества и ограничения такого формата для каждого конкретного кейса. Чтобы решение было взвешенным и эффективным, ответьте на три главных вопроса.
Одна из сфер, где XR-решения могут эффективно закрыть ключевые задачи, — это маркетинг. B2C- и B2B-маркетинг использует XR для увеличения конверсии и улучшения пользовательского опыта. К примеру, с помощью AR-приложения для примерки одежды клиенты могут оценить, как вещи будут смотреться на фигуре. Сеть магазинов «Магнит» внедрила «умные зеркала» с технологией E-Visage, которые позволяют покупателям примерить макияж. XR помогает брендам развиваться в ритейле и индустрии онлайн-шопинга, а также способствует импульсивным покупкам, создавая «вау-эффект». Технологии увеличивают показатель LTV путем создания длительной интерактивной коммуникации между брендом и аудиторией.
Еще одна из сфер, где иммерсивные решения показывают свою актуальность — микрообучение. Формат становится все более популярным, поскольку позволяет сотрудникам обучаться на рабочем месте, используя короткие видео, чек-листы, инструкции и статьи. Одним из эффективных инструментов для такого обучения являются XR-решения, которые предоставляют сотрудникам интерактивные инструкции по выполнению задач, что особенно важно в сферах, где требуется высокая точность и безопасность, например, в производстве или обслуживании сложного оборудования. Кроме того, XR позволяет создавать симуляции рабочих сценариев, что дает возможность сотрудникам тренироваться в реалистичных условиях без рисков. Например, проводить хирургические операции при обучении врачей. С помощью приложений и гаджетов на базе XR специалисты могут повышать квалификацию и проходить кадровую переподготовку.
Перед стартом реализации XR-решения необходимо рассчитать затраты на производство и потенциальную прибыль. Разрыв между себестоимостью и доходом не должен уводить бизнес в минус.
Решить одну и ту же задачу можно различными иммерсивными способами: от создания AR-фотозоны стоимостью от 200 тысяч до крупного геймингового проекта от миллиона долларов. Перед выбором формата важно понять, действительно ли дорогостоящий вариант влияет на итоговый результат и стоит своих затрат. Чаще всего предприятиям малого и среднего бизнеса не требуется крупномасштабный экосистемный проект. Иногда для увеличения продаж достаточно организовать профессиональную фотозону на выставочном стенде.
На итоговую стоимость могут влиять:
Для реализации масштабного XR-решения может потребоваться найм таких специалистов, как:
Чем крупнее и сложнее решение, тем большая численность команды внешних специалистов понадобится для его создания. Если предприниматель решит сэкономить на подрядчиках, то рискует еще до запуска продукта снизить качество и эффективность XR-решения. От квалификации специалистов зависит большая часть успеха будущего проекта.