Как диагностика бизнеса помогает выявить главные проблемы компании

2023-10-17 17:52:37 Время чтения 6 мин 114

Работа трекера с командой начинается с диагностики. Ее про­водят для того, чтобы оп­ределить слабые и сильные стороны, понять перспективы развития бизнеса. Далее поговорим, для чего нужна диагностика, и какие результаты она дает.

Что такое диагностическая сессия

Диагностическая сессия – это самое первое взаимодействие трекера с командой. С ее помощью трекер разбирается, что же на самом деле происходит в компании, и формирует стратегию на дальнейшую работу. И здесь от трекера зависит, чтобы руководитель или команда, с которыми он работает, включились в работу полноценно, принимали решения и реализовывали их.

Обычно диагностика занимает 1,5-2 часа, и на ней трекер знакомится с командой, продуктом, выявляет цели, помогает найти главное ограничение и сформировать стратегию.

Кому нужна диагностика

Клиенту. Чтобы познакомиться с трекингом и убедиться, что это — то, что ему нужно в текущей ситуации для роста бизнеса. В результате качественной диагностики клиент получает новое знание о бизнесе, перестраивает свою стратегию и фокусируется на том, что важнее всего для роста компании.

Трекеру. Чтобы разобраться в бизнесе клиента, его личных целях и сформировать для клиента персональный оффер на трекинг.

Структура диагностической сессии такова, что в голове у предпринимателя появляется осознание проблемы и понимание, что он будет делать, чтобы ее преодолеть, и как именно ему в этом поможет трекер.

Как проводится диагностика бизнеса

Диагностику бизнеса можно разделить на несколько блоков: диагностика продукта, целеполагания и ограничения бизнеса.

Диагностика продукта

В зависимости от стадии и типа бизнеса диагностическая сессия может идти по нескольким сценариям:

  1. для стартапа на ранней стадии нужно диагностировать продукт и разобраться с ценностью;
  2. для зрелого бизнеса сразу перейти к целеполаганию, стратегии бизнеса, поиску главного ограничения, фокусировке и процессу проверки гипотез;
  3. для подразделения в зрелом бизнесе или корпорации необходимо разобраться с целями и синхронизировать их: что пришло сверху (со стороны компании), а что подразделение осознает на своем уровне.

Трекер может делиться своей экспертизой с предпринимателем, если она у него есть в этой области бизнеса, но всегда обращает внимание, что главный эксперт в своем бизнесе только фаундер или руководитель. В диагностике трекер опирается на свои знания и использует специальные методики, чтобы помочь команде эффективнее применять их экспертизу и двигаться к целям быстрее.

Процесс диагностики — модульный. К нему можно добавлять блоки вопросов про производство, компетенции команды, финансы, экспертизу в какой-то специальной области. В конце диагностики трекер проговаривает, уточняет и фиксирует все проблемы, которые были найдены, и переходит к диагностике целеполагания.

Диагностика целеполагания

Целеполагание должно ответить на вопросы:

– для чего предпринимателю этот бизнес

– каких личных жизненных целей он хочет достичь посредством бизнеса

– далекие и ближайшие цели фаундера и его горизонт планирования.

Если трекер работает с командой внутри бизнеса, нужно выяснить, какие цели бизнеса команда видит, а какие нет, и уточнить у руководителя это видение.

Диагностика ограничения

Бывает, что команда говорит, что никаких ограничений у них нет. Это означает, что либо они есть, но команда их не видит, либо амбиции самой команды слишком низкие. Подвести фаундера к расчету и осознанию, какого размера должна быть компания и ее обороты, чтобы достичь личных финансовых целей — тоже одна из целей диагностики.

В ходе диагностики трекер помогает клиенту построить основную цепочку ограничений, который нужно преодолеть, чтобы прийти к большой цели, и формирует стратегический разрыв между целями и текущей ситуацией клиента. Также показывает, где команде не хватает компетенций. А уже выбор гипотез, которые пойдут в работу, и выставление приоритетов — решение и ответственность самого предпринимателя.

В конце диагностики трекер:

  1. проверяет, есть ли у команды ресурсы, время и компетенции, необходимые для реализации плана;
  2. выясняет, насколько его представление о произошедшем совпадает с представлением предпринимателя, видит ли он ценность в такой работе;
  3. делает для себя вывод, хочет ли он работать с этой командой, может ли он ей помочь.

Также полезно подготовить follow up, где команда напишет, всё ли было понятно, какие выводы сделаны, что планирует делать, а трекер проконтролирует эти этапы и вернется к разговору, если есть существенные отклонения.

Результатом диагностики для бизнеса должны стать:

  1. сформированные цели;
  2. понимание главного ограничения;
  3. план действий;
  4. и запрос на помощь трекера, если предприниматель увидит, что ему необходима такая экспертиза.

Подписывайтесь на мой канал в Телеграме. Рассказываю о том , как развивать бизнес в России сегодня: как ставить цели, достигать результата, устранять ограничения внутри бизнеса и в голове.

Пишите свое мнение в комментариях 👇