Отчетность с разаллокациями в ОРД Медиаскаут для digital-агентства

2024-02-06 07:40:19 Время чтения 36 мин 369

Сегодня мы продолжим глубокое погружение в ОРД Медиаскаут и рассмотрим как работать с данной платформой для посредников (рекламных агентств и фрилансеров) в рекламной цепочке, когда через них проходят финансовые средства за размещение рекламы в интернете.

Как уже было отмечено и подробно описано в предыдущей инструкции, которая была предназначена для владельцев интернет-площадок, ОРД Медиаскаут сложная самобытная платформа. Работа с ней однозначно требует достаточных навыков и опыта со стороны пользователей.

На платформе ОРД Медиаскаут пользователю (владельцу аккаунта) придется идти по четко обозначенной логической цепочке оформления отчетности и получения токенов, оформления актов с разаллокациями в ОРД, которая завязана на тип владельца аккаунта в данной системе.

Тип владельца определяется настройкой, которую пользователь должен обозначить при получении аккаунта в ОРД Медиаскаут, а именно является ли пользователь Рекламораспространителем (владельцем интернет-площадки либо паблика) либо нет

Для Посредника (рекламное агентство) при получении аккаунта настройка должна выглядеть именно так

Если пользователь хочет участвовать в рекламной цепочке как Рекламораспространитель, то для этого потребуется завести дополнительный аккаунт в ОРД Медиаскаут, где при получении аккаунта поле Является рекламораспространителем будет заполнено как "да". Кстати, по отдельной заявке в техподдержку в Медиаскаут есть техническая возможность оформить мультиаккаунт, где в одном пространстве вы сможете переключаться между своими различными аккаунтами в Медиаскауте, не выходя из текущего интерфейса.

Прежде чем перейти к подробным пошаговым инструкциям, кратко напомним важные аспекты, которые критически важны для участников рекламной цепочки

Теоретическая часть

А. Исходные правила для оформления отчетности в ОРД:

1. Каждый участник рекламной цепочки должен отчитываться в своем ОРД по своему доходному договору, если иное не закреплено в договоре между контрагентами.

2. Каждый участник рекламной цепочки несет юридическую ответственность за исполнение положений Закона о маркировке рекламы (статья 18.1 закона о рекламе №38-ФЗ), в том числе в плане заполнения отчетности в ОРД, даже если они технически делегированы по договору Контрагенту.

3. По закону только изначальный Рекламодатель может делегировать как технические работы в ОРД своему Контрагенту, так и непосредственно ответственность перед законом за исполнение статьи 18.1 закона о рекламе №38-ФЗ при оформлении данных в ОРД своему Контрагенту.

4. По соглашению Сторон регистрация креативов и получение токенов в ОРД может быть закреплена за одним участником рекламной цепочки. В этом случае он обязан оформлять в ОРД дополнительно разаллокацию по креативам с выделением сумм и показов по каждому креативу.

5. Как следствие п.п. 1-4, в договоре между контрагентами всегда необходимо закреплять, кто из контрагентов будет выполнять конкретные технические работы по отчетности в ОРД для связки (договор) Заказчик-Подрядчик, чтобы избежать дублирования данных, если каждый контрагент договора будет отчитываться за один и тот же договор в своем ОРД.

6. Для регулирующих органов, в лице Роскомнадзора, не важно какой из контрагентов занесет отчетность за сделку (договор) в ОРД.

В итоге, например, для рекламной цепочки РД-РА-РР:

1. За связку (договор) РД-РА должен отчитаться в своем ОРД либо РД либо РА, закрепив данные работы в договоре между контрагентами.

2. За связку (договор) РА-РР должен отчитаться в своем ОРД либо РА либо РР, закрепив данные работы в договоре между контрагентами.

Маркировка рекламы в интернете новая реальность с сентября 2022 года, которая касается всех участников рекламной размещения. Иначе штрафы за отсутствие маркировки рекламы могут иметь место для каждого контрагента по текущему договору, а не только того у кого был Доходный договор.

Поэтому для выполнения закона о маркировке рекламы наличие договора между контрагентами, где четко прописано, кто и какие работы выполняет в своем ОРД, всегда лучше, чем работа просто по счету, счет-договору либо счету-оферте, где не в полной мере могут быть обозначены обязанности сторон по исполнению закона о маркировке рекламы.

Тем более, что штрафы за маркировку рекламы в интернете, точнее за отсутствие маркировки реламы, могут быть достаточно серьезными по совокупности причин и будут зависить от множества факторов. В итоге каждый участник рекламной цепочки должен знать и понимать как маркировать рекламу в интернете с помощью инструментов ОРД либо переложить обязательства на своего контрагента.

Б. Налоговые статусы участников рекламной цепочки

1. Рекламораспростанителем может быть ООО, физлицо в статусе ИП либо физлицо в статусе Самозанятый. В принципе, возможен и вариант когда РР будет простым физлицом, но вряд ли он будет выбран в качестве партнера со стороны Рекламодателя, если мы говорим об официальном сотрудничестве, так как по закону РД становится налоговым агентом физлица и обязан удержать 13% налога из гонорара физлица по текущей сделке, придется платить страховые взносы сверх гонорара физлица со своего счета, а также подавать ежеквартальную и годовую отчетность по данному факту сотрудничества.

В. Посредник может иметь налоговый статус только ООО либо ИП.

Посредник не может иметь статус Самозанятого, так как деятельность физлица в статусе СЗ по закону имеет множество ограничений, в частности самозанятый не имеет права выступать как посредник в сделке, например участвовать в рекламной цепочке Рекламодатель-Самозанятый-Рекламораспространитель через которого проходят финансовые средства.

Оформление отчетности в ОРД при этом может быть проведено и данные без проблем уйдут и будут приняты в ЕРИР, поэтому никаких претензий от ФАС и Роскомнадзора не будет иметь место.

Однако, это грозит серьезными проблемами отложенного характера, а именно ФНС, увидя сделку по данной цепочке сразу может лишить самозанятого его статуса, где он платит пониженную ставку налога (4-6% от дохода).

Более того, так как самозанятый станет иметь статус физлица, а по сделкам с физлицами заказчик становится налоговым агентом и будет обязан выплатить за него 13% налога на физических лиц, страховые взносы и сдавать отчетность в ФНС. Причем переложить по договору (оферте) эти обязанности на физлицо нельзя, даже если физлицо с этим согласно.

Практическая часть

Итак, перейдем к практической части. Учитывая специфику механики построения отчетности в ОРД Медиаскаут выделим несколько сценариев настройки отчетности в ОРД

Рассмотрим классическую рекламную цепочку РД - РА - РР, где

РД - рекламодатель (лицо пределившее содержание рекламы)

РА - рекламное агентство либо фрилансер (мы)

РР - рекламораспространитель (владелец интернет-площадки)

Первый сценарий: связка РД - РА (мы)

Итак, Рекламодатель обратился к Рекламному агентству (мы), чтобы агентство организовало размещение рекламно-информационных материалов (РИМ) на интернет-площадках, принадлежащих Рекламораспространителям. Причем заказчик является исходным Рекламодателем (РД) и не является Посредником, поэтому для данной цепочки договор между РД-РА и понятие изначальный договор это одно и тоже.

Напомним, изначальный договор - это договор между Рекламодателем (РД) и его первым контагентом в рекламной цепочке. Первый контрагент в нашем случае это и есть РА (рекламное агентство). Именно изначальный договор используется при формировании разаллокации и к нему прикрепляются токены при получении в ОРД.

Сторонами РД - РА была заключена договоренность, оформленная в договоре, что обязанность произвести отчетность в своем ОРД за связку (договор) между РД-РА возьмет на себя РА (статус доходного договора), в том числе РА получит токены в своем ОРД. Важно следующее, кто получает токены, тот по ним и отчитывается с разаллокациями (детализацией) по креативам и площадкам.

Предположим, что между РД и РА есть договор 500 от 10 октября на размещение рекламных материалов в ноябре 2023 года на сумму 80 000 рублей и дополнительным работам по договору (изготовление креатива) 20 000 рублей.

Рекламодатель оплатит услуги по размещению РИМ 10 декабря. РА выставит для РД бухгалтерский (бумажный акт) 500-Акт-1 от 15 декабря 2023 года на общую сумму работ по договору в размере 100 000 рублей.

При этом разаллокация в блоке Акты и Статистика без актов в интерфейсе Медиаскаут будет фигурировать непосредственно только на 80 000 рублей, а 20 000 рублей фактически к размещению РИМ, как услуге, никакого отношения не имеет, но об этом позже, когда будем заполнять соответствующие блоки в интерфейсе ОРД.

Далее пошаговые инструкции, что должно сделать РА в своем ОРД для отчетности по Первому сценарию за связку РД - РА

1. Профиль РА (ИП Хатин Дмитрий Степанович) имеет следующий вид (это очень важно)

2. Для того, чтобы успешно оформить отчетность в ОРД Медиаскаут требуется идти пошагово по строгой логической цепочке.

Данная цепочка начинается с блока Заказчики.

Стоит заметить, если бы Медиаскаут назвал данный блок Контрагенты, то это позволило бы осознанно масштабировать задачи, которые можно было бы реализовывать с помощью данной платформы. Тем более, как показывает практика, под капотом Медиаскаут позволяет решать более широкие задачи.

Данный блок, чтобы соблюсти логическую цепочку, требуется заносить первым в интерфейсе, после того как Агентство (мы) получило аккаунт в Медиаскаут

В итоге имеет место связка Рекламодатель Слон (РД) - ИП Хатин Д.С. (РА)

3. Далее требуется заполнить договор для связки РД - РА в блоке Доходные договоры.

Для РА наш договор 500 от 10.10.23 как раз и будет доходным договором, так как РА получает деньги, а платит РД, как контрагент (заказчик).

Если прямо нажать на блок Доходные договоры, то договор занести не получится и кнопка Добавить договор не будет активной

Это специфика ОРД Медиаскаут, поэтому будем соблюдать логическую цепочку, а именно, сначала надо кликнуть на Рекламодатель-Слон в блоке Заказчики

После этого платформа автоматически нас перебросит в блок Доходные договоры, где кнопка Добавить договоры будет активной

Рекламное агентство заполнит карточку и занесет договор, который будет для него доходным договором

4. Далее Рекламному агентству требуется загрузить креативы и получить токены для нанесения атрибутов маркировки на РИМ (рекламно-информационные материалы) в блоке Креативы

Если Рекламное агентство напрямую кликнет на блок Креативы, то загрузить РИМ и получить токены не получится, так как кнопка Загрузить креативы будет не активной.

Чтобы загрузить креативы потребуется требуется соблюдать логический, с точки зрения Медиаскаута, порядок действий.

Что нужно сделать? После внесения договора №500 в блоке Доходные договоры требуется кликнуть по полю Номера договора. После этого система перебросит нас в блок Изначальные договоры, который заполнять Рекламному агентству не требуется, так как в Первом сценарии договор РД - РА и изначальный договор это, как сущность, одно и тоже.

Далее, находясь внутри блока Изначальные договоры, надо кликнуть напрямую на блок Креативы в интерфейсе и только после этого платформа позволит вам загрузить креатив (кнопка Загрузить креативы станет активной) и получить токены в своем ОРД

Добавляем креативы, чтобы получить токены для РИМ

Сначала заполним раздел Бронь - все поля звездочкой. Даты не обязательно и могут понадобится только для будущей фильтрации (поиска) в системе - не более того и потом загрузим наш креатив

В итоге платформа выдаст нам автоматически токен (erid) в ОРД

5. Добавление интернет-ресурса, где будет происходить размещение будет происходить в эксель-файле далее в блоке Актыи заполнять в данном случае блок Площадки не требуется.

Итак, на данный момент Рекламное агентство заполнило в своем ОРД все необходимые данные, которые требовались до начала размещения РИМ в интернете.

Далее атрибуты маркировки Реклама, Название рекламодателя и токен требуется разместить на РИМ по определенным правилам в зависимости от формата рекламных материалов.

Я подробно разбирал данную тему в своей статье

Напомним, что за атрибутами маркировки (Реклама и Название рекламодателя) следит ФАС, а Роскомнадзор отслеживает наличие атрибута erid (токен) на РИМ и контролирует отчетность в ОРД.

Базовый вариант маркировки рекламного материала:

6. После окончания размещения РИМ, Рекламное агентство должно до 30 числа следующего месяца после размещения оформить и передать Рекламодателю бухгалтерские закрывающие акты. А также занести данные по показам в блоке Статистика без актов с разаллокациями по креативам (площадкам) и оформить акты в ОРД в блоке Акты с разаллокацией по изначальному договору.

Сначала следует оформить блок Статистика без актов, в котором Рекламное агентство занесет данные по показам для каждого креатива и для каждой площадки. Так как у нас креатив был один и площадка одна, то в данном блоке (в эксель-файле) будет присутствовать одна строчка. Если бы у нас был один креатив, но две площадки, то в эксель-файле присутствовали бы две строчки - каждая для своей площадки с единым креативом.

Для заполнения блока Статистика без актов не требуется соблюдать логическую цепочку. Достаточно просто кликнуть на блок Статистика без актов в интерфейсе. При этом логическая цепочка будет выглядеть так, как указано на скане ниже:

Рекламное агентство (владелец текущего аккаунта Медиаскаут) должно кликнуть на Загрузить статистику. Получим следующее:

Медиаскаут, что достаточно не удобно, не позволяет заполнить статистику непосредственно в интерфейсе платформы - для этого понадобится заполнить эксель-шаблон.

Платформа ОРД однозначно должна быть интерфейсным продуктом, поэтому пользователи ждут удобный и комфортный сервис для заполнения данных при оформлении отчетности в ОРД и получения токенов. Использовать эксель-файлы как дополнительную опцию для масштабных загрузок оправдано, но применять эксель как базовый вариант загрузки данных выглядит достаточно архаично

В принципе ничего сложного, но неудобно. Вот пример шаблона:

Подсказки все указаны и заполнить не представит особых проблем - надо только попробывать раз-другой и все будет понятно. Однако, ОРД это всё-таки интерфейсный продукт и использование эксель-файлов в качестве основы для заполнения интерфейса является неоднозначным решением. Но имеем, что имеем, поэтому не расстраиваемся и продолжаем.

Рекламное агентство заполнит эксель-файл в соответствии с исходными данными по договору 500 от 10 октября 2023 года и данными статистики:

прокрутим эксель вправо

Стоимость единицы оказания услуг – указано 80 000 рублей, так как Рекламодатель (Рекламодатель-Слон) оплатил Рекламному агентству (ИП Хатин Дмитрий Степанович) за услугу размещения РИМ, поэтому она и будет единицей оказания услуг. Всего услуга как размещение РИМ стоила 80 000 рублей по договору.

Так как креатив и площадка размещения РИМ одна, то вся сумма размещения в размере 80 000 рублей в качестве разаллокации (детализация) будет соотнесена только на данный креатив и площадку в полной мере.

Если бы у нас было два креатива на одну площадку размещения, то сумма 80 000 была бы распределена (разаллоцирована) поровну на каждый креатив по 40 000 рублей либо пропорционально показам, которые приходились бы на каждый креатив. В итоге в эксель-файле имело место две строчки, а не одна как по текущему сценарию. А стоимость единицы оказания услуг было поделено поровну - по 40 000 рублей для каждого креатива.

Загрузим эксель-файл в блок Статистика без актов. Получим следующее:

7. Теперь мы добрались до необходимости оформления блока Акты

Если просто кликнуть в блок Акты, то ничего не получится в отличие от блока Статистика без актов.

Рекламному агентству потребуется пройти по логической цепочке:

- В блоке Заказчики кликнуть на контрагента - в нашем примере это Рекламодатель-Слон

- Система автоматически перебросит в блок Доходные договоры, где надо кликнуть на договор 500 от 10 октября

Медиаскаут автоматически перенаправит в блок Изначальные договоры и уже находясь в нем можно кликнуть на блок Акты

далее

Кликнем на Загрузить акт в блоке Акты

Сначала заполним данные из бухгалтерского (бумажного) акта, который выставил Рекламное агентство (ИП Хатин) для своего заказчика (Рекламодатель-Слон)

Нажмем сохранить, чтобы зафиксировать предварительные данные

Далее кликнуть по Карандашику, чтобы продолжить оформление акта оформим раздел Разаллокация по изначальным договорам. Напомним, что изначальный договор это договор Рекламодателя с его первым контрагентом в рекламной цепочке. А первый контрагент в нашем случае это и есть Рекламное агентство (ИП Хатин). Следовательно, изначальный договор и договор 500 от 10 октября это одно и тоже в нашем случае.

Заполнение возможно только с помощью эксель-шаблона

Шаблон для раздела Разаллокация по изначальным договорам выглядит так вместе с подсказками от Медиаскаута

Заполним эксель-шаблон, взяв ID договора 500 от 10 октября 2023 года из блока Доходные договоры

Так будет выглядеть эксель-файл для раздела Разаллокация по изначальным договорам

Загрузим его в блок Акты для нашего акта 500-Акт-1

Теперь надо заполнить очень аккуратно и осторожно эксель-файл для раздела Статистика по акту

Заполненный эксель-шаблон

и

Загрузим его в блок Акты для договора 500 от 10.10.23

Нажмем на Карандашик в строке и отправим данные в ЕРИР

В итоге, Рекламное агентство (мы) оформит все необходимое для исполнения закона о маркировке рекламы для связки РД-РА по Первому сценарию. Рекламодателю ничего оформлять в своем ОРД не потребуется, так как отчет по сделке (договору) полностью выполнило Рекламное агентство

Стоит заметить, что если бы Рекламное агентство не получало токены, загружая креативы в своем ОРД (это было закреплено в договоре между РД и РА), то Рекламное агентство не заполняло бы блок Креативы и блок Статистика без актов - все это сделал бы Рекламодатель в своем ОРД либо подрядчик РА справа по рекламной цепочке, например Рекламораспространитель (блогер, владелец паблика либо иного интернет-ресурса).

Также обратите внимание, что по договору размещение имело место только в ноябре 2023 года и с декабря баннер был убран с площадки размещения у Рекламораспространителя. Если бы этого не произошло (в договоре это зафиксировано), то тот, кто получал токены (в нашем случае это Рекламное агентство) обязано будет каждый месяц отчитываться в блоке Статистика без актов, фиксируя Показы креативов на каждой площадке с нулевыми суммами за размещение. Имело место, так называемая, вечная отчетность.

P.S. Мы рассмотрели классическую рекламную цепочку РД - РА (мы) - РР, но также возможен вариант, когда заказчиком у РА будет не исходный Рекламодатель, а Посредник (другое рекламное агентство). Рекламная цепочка тогда будет иметь вид РД - Посредник - РА (мы) - РР.

В данном случае логика работы для нашего агентства РА будет аналогичная, описанному в Первом сценарии, но изначальным договором теперь будет договор РД - Посредник. Поэтому в блоке Изначальные договоры придется заносить (в Первом сценарии это блок не заполнялся) атрибуты изначального договора между РД - Посредник. Атрибуты данного договора Посредник должен в обязательном порядке (закрепить это в договоре Посредник - РА) передать нашему агентству РА для того, чтобы нам можно было оформить все необходимое для отчетности в ОРД.

Второй сценарий: связка РА (мы) - РР

По данному сценарию РА, помимо своей отчетности положенной и закрепленной в договоре для связки РД - РА либо для связки Посредник-РА, будет выполнять дополнительную отчетность в своем ОРД вместо РР.

Такое происходит достаточно часто, так как владельцы интернет-площадок очень часто не умеют работать с ОРД и полноценно исполнять со своей стороны отчетность по Доходному договору. Поэтому, чтобы не терять аудиторию блогера (РР) заказчикам (Рекламодатель либо Агентство) приходится оформлять отчеты в ОРД по своим Расходным договорам вместо РР.

Итак, сторонами РА (мы) - РР была заключена договоренность, оформленная в договоре, что обязанность произвести отчетность в своем ОРД за связку (договор) между РА - РР возьмет на себя РА (статус расходного договора).

Загружать креативы и получать токены не требуется, так как данные действия уже выполнены по Первому сценарию

Предположим, что между РА и РР есть договор №600 от 15 октября на размещение рекламных материалов в ноябре 2023 года на сумму 50 000 рублей. Дополнительные услуги по договору от РР не предусмотрены. РА оплатит услуги по размещению РИМ 15 декабря. РР выставит для РА бухгалтерский (бумажный акт) 600-Акт-1 от 20 декабря 2023 года на общую сумму работ по договору в размере 50 000 рублей

1. В отличии от Первого сценария начать работы по оформлению отчетности по связке РА - РР нужно будет с блока Расходные договоры

Кликнем на поле Исполнитель и занесем нашего подрядчика РР (рекламораспространителя) в карточку данных и заполним договор, который для РА (мы) является расходным договором

3. После окончания размещения РИМ, Рекламораспространитель должен передать нам (РА) бухгалтерские закрывающие акты. Затем РА должно до 30 числа следующего месяца за размещением оформить заполнить блок Акты, а блок Статистика без актов заполнять по Второму сценарию не требуется, так как РА (мы) все это сделали в Первом сценарии

Итак, заполним блок Акты

Чтобы в него попасть требуется зайти в блок Изначальные договоры и кликнуть на номер договора №600

Система автоматически перебросит нас в блок Креативы и уже находясь в этом блоке можно кликнуть на блок Акты. В результате кнопка Загрузить акт будет активна

Сначала заполним раздел Основные данные

Затем спустимся вниз и загрузим заранее подготовленный и заполненный эксель-файл для раздела Разаллокация по изначальным договорам

Раздел Статистика по акту заполнять не требуется, так как информация по нему была загружена в Первом сценарии в Акте 500-Акт-1 между РД-РА

В итоге строка в блоке Акты будет выглядеть так

Нажав Показать карточку акта увидим более подробную картину

и

В итоге, РА оформит все необходимое для исполнения закона о маркировке рекламы для связки РА-РР по Второму сценарию. РР ничего оформлять в своем ОРД для связки РА-РР не потребуется.

Итак, мы полностью описали все действия, которые предстоит пройти РА по всем возможным сценариям при оформлении отчетности в ОРД Медиаскаут.


В моем Telegram вы всегда сможете найти необходимую экспертизу по маркировке рекламы и оформлению отчетности в ОРД, а также получить персональные консультации по вашим кейсам   

Рекомендации по моим публикациям на тему маркировки рекламы:
1. Пошаговая настройка отчетности в ОРД Озон для рекламного агентства
2. Настройка отчетности в ОРД Озон для блогеров при маркировке рекламы
3. Надо ли маркировать публикации тематическим блогерам?