Весной 2025 года в SEO случилось глобальное обновление. В выдаче Google и Яндекса появились генеративные блоки с ответами от ИИ, значительно изменив пользовательское поведение и структуру трафика. CTR просел, трафик сократился на десятки процентов, а SEO-специалисты оказались без ориентиров.
Сергей Бурлуцкий, руководитель SEO-отдела "Вебпрактик" поделился своими наблюдениями, как адаптироваться к новой реальности, где место в нейровыдаче важнее первой позиции, какие сигналы помогают «понравиться» нейросетям, как настраивать инфраструктуру сайта и зачем снова вспоминать про Bing.
Что именно произошло?
В марте 2025 года Google начал активно расширять формат AI Overviews — краткие сводки, сформированные ИИ по запросу пользователя. Эти блоки зачастую занимают верхние позиции выдачи и позволяют получить ответ без перехода на сайты. Аналогичные изменения в мае внедрил Яндекс, добавив к текстовой генерации также визуальные элементы (например, изображения через Алису).
Влияние на трафик и поведение пользователей
Появление генеративной выдачи привело к резкому снижению трафика. По данным Ahrefs, в США средний CTR первой позиции по ключевым словам с AI Overviews в марте 2024 года составлял 0,073. Уже в марте 2025 — всего 0,026. На российском рынке наблюдаются схожие тренды: пользователи получают ответы прямо в поисковой выдаче и реже переходят по ссылкам.
Как следствие, падение поискового трафика на 20–30 %, особенно у информационных сайтов. Коммерческие ресурсы пока более устойчивы, но и им приходится корректировать KPI, пересматривать контент-стратегии, искать способы попадания в зону видимости генеративных ответов.
В июне Google начал реже выводить AI Overviews на первом месте. Теперь они появляются на второй или третьей позиции. Это говорит о том, что поисковик учитывает пользовательский опыт и продолжает корректировать алгоритмы. Возможно, аналогичная динамика будет и в Яндексе, что даст информационным сайтам шанс вернуть позиции.
Тем не менее, реальность уже изменилась и SEO-специалистам необходимо адаптироваться к новым форматам в выдаче.
Как продвинуть сайт в ИИ-поиске
GEO, AEO, AIO — как только не называют SEO в эпоху генеративного поиска. Можно уже запускать тотализатор и гадать, какое название в итоге приживётся. Но суть ясна: продвижение в ИИ-выдаче становится новым направлением в отрасли. И если зарубежное сообщество уже активно делится гипотезами и результатами тестов, то в Ru-сегменте разговоры только начинаются.
На основе опыта нашей команды поделюсь практическими наблюдениями. Обойдемся без банальностей вроде «делайте качественный контент» — это уже must have в SEO. Вот конкретные действия, которые помогут повысить шансы попадания в ИИ-выдачу.
1. Проверьте доступность контента для ИИ-ботов
Первым делом убедитесь, что ваш сайт технически доступен для AI-систем:
- В файле robots.txt нет запрета для ботов вроде GPTBot, Googlebot (и его токен Google-Extended), CCBot и т.д.
- IP-адреса этих ботов не заблокированы на хостинге
- Не используйте правила «nosnippet», которые запрещают брать ваш контент как источник данных для результатов с краткими пересказами от ИИ. Подробнее в Центре Google поиска.
2. Обеспечьте доступность контента без JS
Не все ИИ-системы «читают» JavaScript. Поэтому важно, чтобы основной контент страницы был доступен в виде чистого HTML. Это повышает вероятность его корректного распознавания и индексации.
3. Не забывайте про Bing
Уже известно, что ChatGPT Search для формирования своих ответом использует в основном индекс Bing. Следовательно, нужно откапать из пыльного шкафа Bing Webmaster Tools и провести там все базовые настройки: передать файл sitemap.xml и мониторить индексацию страниц этим поисковиком.
Есть и другое наблюдение, что выдача Bing всё чаще совпадает с результатами Google. Это может серьезно повлиять на рынок в ближайшее время. В любом случае базовая настройка Bing Webmaster Tools не повредит вашему сайту.
4. Используйте файл llms.txt
он обеспечивает оптимизацию искусственного интеллекта (GEO) и позволяет указывать приоритетные страницы для LLM-обработки. Это своеобразный sitemap для ИИ. Его уже тестируют западные компании, и хотя эффективность пока спорна, я лично за то, чтобы действовать, а не дискутировать. Создать такой файл быстро и несложно, есть онлан-генераторы. Можно также использовать расширенную версию llms-full.txt. Оба файла после генерации нужно добавить в корень сайта.
5. Прокачайте микроразметку
Это важный фактор для понимания страницы ИИ-ботами. Не ограничивайтесь стандартными типами (Article, FAQ). Например, для финтеха подойдут:
Все эти схемы есть на schema.org. Заходите и ищите подходящую. Дополнительно наводим порядок в Open Graph разметке. Информация оттуда также позволяет понять ИИ-ботам, о чем страница.
6. Делайте контент в формате вопрос-ответ
Блоки FAQ с микроразметкой + логичная структура контента помогают попасть в краткие ИИ-обзоры. Но не стоит вписывать их «для галочки». Дополнительно не забываем оптимизировать атрибуты alt и title в изображениях.
Вышеописанные пункты могут вашему сайту получить преимущество в ранжировании в ИИ-поиске. Но не забываем о классическом SEO, алгоритмы ИИ, как правило, «подтягивают» источники, которым уже доверяет поисковик.
Какие KPI использовать для оценки AI-продвижения
Продвижение в нейропоиске — это относительно новое направление, и к нему пока нет стандартного набора метрик. Но уже сейчас можно замерять эффективность и доказывать результативность работы по ряду показателей:
Реферальный трафик из AI-сервисов
Первым делом стоит следить за трафиком с внешних ссылок, ведущих с платформ на основе ИИ. Один из главных источников —chatgpt.com (ChatGPT). Если вы работаете на зарубежную аудиторию, в Google Analytics можно заметить и другие домены: например, Perplexity, Claude.ai, Bing и др.
Вот пример внешних источников одного проекта:
Переходы из Яндекс.Нейрум
Статьи из нейропоиска Яндекса попадают в отдельный раздел — https://ya.ru/neurum. По данным Ahrefs, этот раздел уже собирает более миллиона визитов в месяц. В каждой статье указывается список источников, и оттуда можно получать реферальный трафик. Зафиксировать переходы можно через Search Console — в разделе внешних ссылок. И чем больше таких ссылок, тем лучше.
Частота попадания в AI Overviews
Хотя в большинстве случаев пользователи получают ответ уже в блоке нейровыдачи, некоторые всё же кликают на источники. Данных о точной доле таких переходов пока нет, но присутствие в AI Overviews уже само по себе важный показатель. Для мониторинга стоит использовать Ahrefs и Semrush. Они показывают, по каким запросам сайт попадает в AI Overviews. Можно сравнивать эти данные с конкурентами и ставить цель по увеличению охвата ключей.
ИИ-поиск — это не тренд, а новая парадигма взаимодействия пользователей с информацией. Пока эта ниша только формируется, и мы наблюдаем развитие инструментов, видим первые попытки аналитических сервисов встроить нейроаналитику в отчёты. В ближайшее время стоит ожидать появления новых метрик как со стороны поисковых систем, так и от независимых платформ.
На одном из финтех-проектов, который развивает наша команда, мы заранее отследили этот тренд и стали первыми в России среди банковских сайтов, кто модернизировал платформу под новые поисковые ИИ-интерфейсы. Мы разработали и внедрили структурированный файл llms.txt, который стандартизирует разметку, снижает риск ошибок интерпретации, ускоряет обновление данных в LLM и повышает вероятность того, что сайт будет процитирован напрямую в ответах ChatGPT, Gemini и «Поиска с Алисой».
Очевидно, что игнорировать нейровыдачу нельзя. SEO-специалистам нужно адаптировать свои подходы, тестировать гипотезы и выстраивать работу с учётом ИИ-алгоритмов. Это новая точка роста и конкурентного преимущества для тех, кто начнёт раньше.
Удачи в покорении нейровыдачи — теперь вы знаете, с чего начать!