Что такое маркетплейс простыми словами

2025-10-24 10:26:01 Время чтения 8 мин 319

Маркетплейс что это такое простыми словами? Если вы когда-либо покупали что-то на Wildberries, Ozon или AliExpress, то вы уже знакомы с этой моделью в торговле. Это площадка, куда приходят покупатели, где представлены тысячи разных товары и услуги от сотен и тысяч компании и частных продавцов.

В этой статье мы разберем, как устроена платформа маркетплейс, как она работает и почему стала так популярна.

Почему малому и среднему бизнесу нужен маркетплейс?

Ключевые преимущества, которые дает любая уважающая себя платформа маркетплейс:

  1. Мгновенный доступ к огромной аудитории. Это один из самых быстрых способов начать продавать товары онлайн.
  2. Экономия на рекламе и продвижении. Основные затраты на привлечение трафика несет площадка. Продавец платит только комиссию с успешной продажи.
  3. Доверие клиентов. Предпочесть маркетплейс или продавца? Люди больше доверяют крупным площадкам, чем неизвестным сайтам. 
  4. Упрощенная логистика. Многие маркетплейсы предлагают программы фулфилмента (FBY, FBO). Продавец отдает свой товар на склад маркетплейса, а они полностью берут на себя хранение, упаковку и отправку заказов. 
  5. Готовая и надежная IT-инфраструктура. 
  Что выбрать: свой магазин или маркетплейс?Свой интернет-магазин — это полный контроль, но дорого и долго. Маркетплейс — быстрое начало продаж товаров, но комиссии и конкуренция. Часто лучшая стратегия — использовать оба канала.   

Типы маркетплейсов

1. По модели работы (кто является продавцом)

Это самая важная для продавца классификация, определяющая уровень конкуренции и контроля.

  1. Модель 1P (First Party / Vendor — Поставщик):Как работает: Вы выступаете как оптовый поставщик. Маркетплейс (например, Ozon или Wildberries) закупает у вас товары по оптовой цене, становится их собственником и далее продает от своего имени, самостоятельно устанавливая розничную цену.Плюсы для продавца: Минимум забот. Поставщик предоставляет крупные партии на склад маркетплейса, а все дальнейшее ложится на плечи площадки.Минусы: Продавец теряет контроль над финальной ценой и брендом, получает меньшую маржу и напрямую зависит от закупочной политики площадки.Примеры: Так работают многие бренды-поставщики с Ozon, Wildberries.
  2. Модель 3P (Third Party / Marketplace — Площадка):Как работает: Платформа маркетплейс лишь предоставляет виртуальное «торговое место» за комиссию с каждой продажи. Продавец сам управляет ценами, описаниями, наличием товара на складе.Плюсы: Полный контроль над ценой, брендом и ассортиментом. Возможность напрямую общаться с покупателями. Более высокая маржинальность.Минусы: Продавцам нужно заниматься продвижением своего товара внутри площадки (внутренний SEO, баннеры) и чаще всего логистикой (если не использовать FBO).Примеры: Это самая распространенная модель для малого и среднего бизнеса на всех крупных площадках (Яндекс Маркет, Беру, Amazon).
  3. Гибридная модель (1P+3P):Большинство крупных маркетплейсов используют гибридную модель. Например, какие-то категории товаров они закупают сами по модели 1P, а для других предоставляют место сторонним продавцам по модели 3P.

2. По широте ассортимента

  1. Вертикальные (Нишевые):Сфокусированы на одной узкой категории или теме.Преимущество: Привлекают целевую, уже сфокусированную аудиторию. Меньшая конкуренция, но более высокая экспертиза.Примеры: Lamoda (одежда и обувь), Enter (техника), Petshop.ru (товары для животных).
  1. Горизонтальные (Универсальные):Предлагают огромный ассортимент товаров из абсолютно разных категорий.Преимущество: Огромный трафик и аудитория. Покупатель приходит за одним, а может купить и что-то еще.Примеры: Wildberries, Ozon, Amazon, Яндекс Маркет.

Подробнее про маркетплейс услуг

3. По типу транзакции (что продается)

  1. Товарные (Product-based):Это классические маркетплейсы, которые мы все знаем. Они работают с физическими товарами. Именно о них чаще всего идет речь, когда говорят про продажи товаров онлайн.Примеры: Все вышеперечисленные.
  2. Сервисные (Service-based):Здесь продаются не вещи, а услуги. Площадка объединяет исполнителей и заказчиков.Примеры: YouDo, Profi.ru, Авито (услуги), Booking.com (услуги бронирования отелей).

4. По логистической модели (кто хранит и доставляет)

  1. FBM (Fulfillment by Merchant — Силами продавца):Вы храните товары на своем собственном складе, сами упаковываете и отправляете каждый заказ покупателю после его поступления.Плюсы: Полный контроль над процессом.Минусы: Высокая нагрузка на ваш бизнес, сложности с быстрой доставкой.
  2. FBA/FBO (Fulfillment by Marketplace / by Operator — Силами маркетплейса):Вы заранее привозите партию товара на склад маркетплейса. Далее площадка берет на себя все: хранение, сборку заказа, упаковку, отправку клиенту и обработку возвратов.Плюсы: Ваши товары получают пометку «доставка от 1 дня», что сильно повышает конверсию. Высокая скорость и освобождение ваших ресурсов.Минусы: Дополнительные издержки на хранение и логистические услуги.

Создаем свой маркетплейс: с чего начать?

Если же вы, изучив все модели и типы, задумались не о том, чтобы стать продавцом, а о том, чтобы создать собственную торговую площадку и занять место рядом с гигантами, вот ключевые шаги для старта:

  1. Найдите свою нишу. Конкурировать с Wildberries или Ozon в рамках горизонтальной модели практически невозможно даже в таком мегаполисе, как Москва. Успех кроется в узкой специализации. Проанализируйте специфический рынок (например, товары для редкого хобби, локальные фермерские продукты, уникальные услуги мастеров из вашего региона), где еще нет доминирующего игрока. Ваша будущая платформа маркетплейс должна решать конкретную проблему для четкого круга лиц.
  2. Определите бизнес-модель. Чем вы будете зарабатывать? Несколько вариантов: комиссия с каждой продажи, платная подписка для продавцов за расширенные возможности, платное размещение или дополнительные услуги по продвижению внутри площадки, плата за подключение. Модели монетизации площадки
  3. Спроектируйте пользовательский опыт. Продумайте, как будет устроен путь и покупателя, и продавца. Он должен быть максимально просто и интуитивно понятен: от регистрации и размещения товаров до оформления заказа и получения доставки.
  4. Выберите технологическое решение. Это самый сложный и затратный этап. Разработка подобной экосистемы с нуля — задача для большой команды программистов и многомиллионных инвестиций. Гораздо рациональнее использовать готовые отраслевые решения - внедрение можно сделать быстро, в этом же году.

Можно рассмотреть готовое решение Falcon Marketplace, которое включает все базовые и продвинутые функции для запуска вашего проекта. Хотите увидеть, как работает современная и функциональная платформа для вашего бизнеса? Посмотрите демо-версию готового решения Falcon Marketplace — это идеальный способ оценить возможности и наглядно протестировать будущий проект без лишних затрат времени и ресурсов.

P.S. Рекомендуем посмотреть статью Ошибки при запуске маркетплейса

Источник