Все переживают эпоху непрерывных перемен по-своему: для одних мысли о завтрашнем дне только забирают ресурс, другие активно достигают новые цели и двигаются вперед. Каждая команда справляется по мере своих возможностей, и это нормально.
Работая с клиентами из самых разных сфер, мы в Jobby видим и те, и другие проявления у команд (и у себя, чего уж там). Проведение ежегодной ретроспективы — отличный способ зарядиться энергией и дать коллегам немного поддержки и тепла. Рассказываем, как организовать финальную онлайн или оффлайн встречу с командой, чтобы все с пользой провели время и вышли с мотивацией на новые свершения.
Это командая встреча, которая проводится для подведения итогов и/или обсуждения нынешнего положения дел: достижений, факапов, сильных сторон и зон развития коллег и команды в целом. Это помогает понять состояние коллектива, увидеть, как протекают его внутренние процессы и улучшить их.
Ретроспектива — идеальная точка опоры для команды, чтобы подвести итоги и понять, что получилось сделать, а что стоит улучшить. Встреча поможет создать общий для всех контекст, сблизиться и выстроить более глубокую основу для коммуникаций. Также, это отличный способ проявить заботу и оказать поддержку любимым коллегам в сложное время.
Первое правило ретро — быть бережными и внимательными друг к другу. Отношение к корпоративным встречам может быть абсолютно разное, поэтому стараемся не забывать о том, ради чего вы собрались. Без совместной работы, ваша команда вряд ли бы пришла к успеху, поэтому воспринимайте ретро, как площадку для рефлексии и возможности проявить себя.
Обычно проведением ретроспективы занимаются профессиональные фасилитаторы, которые проводят предварительный бриф, разрабатывают механику и проводят встречу. Но если вы работаете в небольшом коллективе или не готовы выделять бюджет на подобные решения, на основании опыта проведения подобных сессий мы составили подробный гайд, как пошагово сделать так, чтобы ретро оказалось в радость для всех, а также принесло практическую пользу работе вашей компании.
Возможность почувствовать себя частью сообщества — это база, на которой вы сможете найти общий язык и увидеть, какие все крутые и уникальные. При этом, команды и ситуации бывают разные. Не у всех есть возможность объемно подготовиться к встрече и провести ее в идеальных условиях. Поэтому мы предлагаем три разных подхода, которые вы можете использовать и кастомизировать, с учетом своих ресурсов.
А) Нет времени объяснять
Для самых занятых и расслабленных самый простой и эффективный вариант — это разговор. Предложите вашим коллегам поделиться радостными моментами и открытиями последних дней.
Так вы узнаете о том, что Алина пытается перейти на растительное питание (и вот они с Дашей уже обмениваются рецептами тофников), Вася в свободное время учит японский, а Дима завел телеграм-канал про кино. Это поможет найти в команде единомышленников и почувствовать, что вас объединяет не только любимая работа.
Б) And the Oscar goes to…
Если вы привыкли подходить к любой задаче креативно, то не отказывайте себе в этом удовольствии. Устройте вашей команде мини-Оскар с шуточными номинациями. Чтобы придумать идеи для победных категорий, вспомните все, что происходило в компании в этом году, и кто был главными звездами этих ситуаций. В подарок можете вручить всем шоколадки и кастомизированные мемы.
В) Визитная карточка
Психологи рекомендуют обратиться к своему внутреннему ребенку, чтобы восстановить ресурс. Предлагаем воспользоваться их советом и превратить это в коллективную деятельность.
Как минимум за неделю до ретро, попросите каждого члена команды подготовить свою визитную карточку, которая расскажет об их деятельности. Представление может быть в любой форме: презентация, стихи, песня, коллаж, видеоролик, даже театр теней. Все ограничивается лишь воображением вас и ваших коллег. В день X вы сможете по-новому взглянуть на работу друг друга и восхититься, с какими крутыми людьми вы работаете.
Ретро — это не только про веселье, но и фидбек. Важно не забывать, зачем вы здесь собрались и основательно подойти к содержательному этапу. Здесь вы фокусируетесь на рабочих моментах, обсуждаете текущие проекты, слабые места и зоны роста.
За год произошло много событий, поэтому в них легко потеряться. Чтобы этого избежать и сделать встречу максимально полезной, попросите каждого сотрудника подготовить презентацию своей работы за последние 12 месяцев. Лучше всего заранее дать план выступления. Например, включить туда такие пункты:
Обязательно следите за таймингом презентации и напомните коллегам об ограничениях во времени. Не забудьте оформить визуальное сопровождение, которое поможет легче воспринимать информацию и привлечет больше внимания.
Благодаря содержательной части у каждого члена команды будет своя минута славы и возможность глубоко проанализировать прошедший год. А главное, все будут в курсе запланированных задач друг друга и при необходимости смогут их скорректировать и учесть в расчёте своей загрузки.
Когда важные вопросы остались позади, можно вновь вернуться к более неформальной части. В идеале, ретро можно завершить в уютном баре за бокалом вина. Мы рекомендуем нашим клиентам не пренебрегать этой ступенькой, ведь в непринужденной обстановке можно устроить финальную «распаковку» команды и дать всем раскрыться с неожиданной стороны. Например, можно придумать нестандартные вопросы, которые дополнят результаты фидбека содержательной части:
Каждый новый ответ будет способствовать новым дискуссиям, уточненииям и гипотезам. Получится глубокий разговор, в котором вы лучше узнаете себя, как коллектив, а также сможете увидеть своих коллег со стороны.
Это работает и в онлайн режиме. Всегда можно собраться в Zoom с огромными чашками чая или чего покрепче и прекрасно провести время за обсуждениями. А ещё в онлайне можно устроить настоящий перфоманс.
Каждый из вас по очереди находит кадр своего любимого фильма или сериала и пересылает лично одному из коллег. Задача коллеги — выключить камеру и за 5 минут найти нужный реквизит, чтобы воспроизвести полученный кадр. Как только камера снова включается, вы все с хохотом пытаетесь угадать, какое произведение искусства он косплеит.
Воспринимайте, ретро, как средство поддержки команды и опоры для будущих свершений. Тогда получится приятное мероприятие, которое даст направление командному духу и поможет укрепить существующие отношения в коллективе.