Тест первого клика показал: пользователям удобнее искать информацию в слайдерах или тематических блоках страницы, а ассоциативные элементы дизайна повышают вероятность клика.
В условиях высокой конкуренции и цифровой трансформации интерфейсы становятся важным фактором выбора банка, в том числе для бизнес-клиентов. Однако при большом количестве продуктов пользователи часто испытывают сложности с поиском нужной информации.
Чтобы оценить, насколько комфортно представителям бизнеса ориентироваться на сайтах банков, компания AnalyticResearchGroup в мае 2025 года провела сравнительное UX-исследование. В рамках работы была оценена навигационная доступность цифровых услуг на сайтах пяти российских банков.
В фокусе — востребованный цифровой продукт для микро- и малого бизнеса, дебетовая бизнес-карта, и популярные небанковские сервисы: онлайн-бухгалтерия и юридическая поддержка.
Цель исследования: проанализировать, насколько удобна и интуитивна навигация для пользователей на странице банковских сайтов.
Дизайн исследования:
Метрики для анализа:
Участники оценивали сайты следующих банков:
На большинстве сайтов информация о карте была размещена в хедере и дублировалась в основной части страницы. Пользователи, прокручивавшие страницу, тратили больше времени на поиск целевого элемента или ошибались, кликая на разделы, похожие по тематике (например, кредитная карта).
На сайте Сбера изображение продукта и информация в слайдере справа сразу же информировала пользователей, что такой продукт в банке существует— однако первый клик по элементам на слайдере не приводил к переходу на нужную страницу: туда можно было попасть только по кнопке «Подробнее».
На сайте Т-Банка ссылка на онлайн-бухгалтерию размещена в навигационном меню, что увеличило долю правильных ответов: такой вариант дизайна оказался интуитивно понятным для участников исследования. В то же время, особенности визуального оформления создавали дополнительную нагрузку на пользователя, из-за чего общее время поиска было сопоставимо с другими сайтами, где нужный блок расположен ниже на странице.
Сервис часто представлен как комплексное предложение, не всегда явно выделенное в структуре страницы. На сайте Альфа-Банка участники теста испытывали затруднения при его поиске: название ссылки («Альфа-Безопасность») оказалось неочевидным. Это увеличивало когнитивную нагрузку: пользователи тратили больше времени на поиск нужного элемента на странице.
При этом сервис органично встроен в тематические блоки — его расположение соответствует логике восприятия пользователя.
Исследование показало, что среднее время на одно задание по всем банкам составило около 30 секунд. Быстрее всего пользователи находили правильный ответ на задание по бизнес-карте. Навигацию упростили визуальные элементы, ассоциирующиеся с содержанием ссылки.
При этом важно не «перегружать» страницу количеством деталей на баннерах и изображениях. Иконки сервисов или услуг в некоторых случаях отвлекают пользователя от текстовой информации.
Дублирование ссылок на продукты в разных частях страницы сайта увеличивает вероятность верного клика пользователем. Юридическую поддержку пользователи находили с наибольшими затруднениями — чаще всего перейти в нужный раздел можно было только по одной адресной ссылке на сервис или через общий раздел с небанковскими сервисами.
В случаях, когда пользователи не находили нужный элемент сразу же, они обращались к тематическим блокам страницы («Продукты», «РКО», «Поддержка»), ожидая, что найдут требуемую информацию там. В ряде случаев тематический блок действительно включал нужную информацию, однако избыточное число переходов по странице может затруднить поиск — пользователь не всегда догадывается о наличии такого сервиса в банке.
Хотите выявить и устранить подобные барьеры для своих клиентов? AnalyticResearchGroup предлагает проведение исследований методом First Click Test, который позволяет оценить удобство страниц сайтов и экранов мобильных приложений. Заказ комплексного исследования, дополненного CJM-картами клиентских путей, интервью с пользователями и другими подходящими методами и поможет выявить ключевые преимущества и точки роста вашего цифрового сервиса.