E-Commerce в 2023 году: тренды и развитие

2022-12-30 07:42:11 Время чтения 7 мин 2860

Главный тренд российской торговли в нынешнем году - падение оффлайн и стремительный рост онлайн-продаж. По предварительной оценке Ассоциации компаний интернет-торговли, в сравнении с 2021 годом цифровые продажи выросли на 30%.

Об особенностях развития онлайн-бизнеса говорит Виталий Лемков, исполнительный директор Simtech Development:

- Наша компания 17 лет работает на рынке eCommerce-услуг. За плечами 5000 проектов, поэтому мы быстро реагируем на запросы онлайн-предпринимателей. 

Весной 2022 года активно занимались миграцией интернет-магазинов на отечественный софт. Клиенты не хотели рисковать бизнесом, поэтому оперативно “переезжали” на российские платформы.

Осенью зафиксировали интерес к новым нишам: помимо электроники, продуктов питания, товаров для дома и одежды в топ востребованных товаров вышли крупногабаритная техника, ювелирные изделия, мебель, строительные инструменты.

Российская eCom повзрослела. Предприниматели постоянно совершенствуют свои онлайн-магазины, делая шопинг комфортным и приятным. А покупатели спокойно приобретают дорогостоящие, технически сложные, порой и экзотические товары.

В ближайшие 2-3 года новый импульс в развитии торговли получат рынки Ближнего Зарубежья: Казахстан, Узбекистан,Таджикистан. Что касается Америки и Европы, то ситуация будет улучшаться. Как говорят иностранные бизнесмены: nothing personal, it’s just business. Политика будет уходить на второй план. На первый вернется потребность работать и зарабатывать.

Победа маркетплейсов

Главный тренд 2023 года — развитие маркетплейсов. Раньше предпринимателям казалось, что управлять онлайн-гипермаркетом могут позволить себе единицы. Но сегодня 8 из 10 клиентов Simtech Development приходят с запросом на разработку именно маркетплейса.

Расцвет региональных и нишевых маркетплейсов

Wildberries или Ozon никуда не денутся, но появится еще бОльшее количество нишевых и региональных маркетплейсов. В данный момент мы работаем над российским Wallsoul, где художники будут продавать картины ценителям искусства. Новая и быстро развивающаяся ниша в электронной коммерции.

Приведу пример и регионального маркетплейса: пару лет назад, как раз в разгар пандемии, в Simtech разработали udm.market — торговую площадку для поставщиков из Удмуртской республики. Тогда вендоры объединялись, чтобы выжить в условиях кризиса. Сегодня — чтобы масштабировать продажи на глобальный рынок. Спустя 2 года на маркетплейсе работают около 450 продавцов, среди которых самозанятые, ИП и даже промышленные заводы.

Куда целится бизнес-сообщество

Российская бизнес-среда трансформируется. Внешние ограничения поставили перед ритейлерами немало проблем с платежными системами, логистикой, рынками сбыта. Но в то же время заставили развивать IT-технологии: 

  1. Осваивать российское ПО 
  2. Внедрять CRM и ERP-системы для автоматизации бизнес-процессов
  3. Запускать цифровые каналы продаж

Первые два окупят инвестиции не раньше, чем через полгода-год. Разработка eCom продукта займет столько же, но в отличие от софта и систем автоматизации, онлайн-магазин способен зарабатывать деньги уже спустя пару месяцев после запуска. Это возможно при условии, что владелец бизнеса не ждет полной готовности продукта, а запускает MVP-версию магазина, ограниченную базовым функционалом. Со временем она развивается, дополняется новыми возможностями, но корректировки не мешают магазину работать в обычном режиме.  

Запустить MVP можно быстро: за короткий цикл в 60 дней команда Simtech Development создаст интернет-магазин или маркетплейс с индивидуальной визуальной стилистикой, интеграцией с платежной системой и сервисом доставки. Мы также поможем наполнить каталог товарами и запустить стандартный процесс покупки: с момента посещения покупателем сайта — до оформления заказа.  

Боли предпринимателей

Весной 2022 года в Simtech провели собственное исследование среди клиентов, обратившихся впервые. Основной вопрос был такой: какие страхи мешают начать бизнес в онлайн?

И вот еще один тренд: в период экономической турбулентности предпринимателям мало идеи — они  хотят быть уверенными в прибыльности онлайн-магазина. Это подтолкнуло нас к созданию новой услуги — Proof of Concept, или “Доказательство бизнес-гипотезы”. 

Это погружение экспертов Simtech Development в кейс заказчика и проработка следующих вопросов:

  1. как должна выглядеть концепция развития интернет-магазина/маркетплейса на базе идеи клиента, чтобы быть успешной;
  2. варианты монетизации - на чем может зарабатывать онлайн-магазин;
  3. где зоны риска и как их обойти;
  4. как взаимодействуют пользователи между собой (сценарии поведения покупателей, их взаимодействие с продавцом, управление процессами внутри магазина);
  5. как выстроить маркетинговую кампанию в бизнес-реалиях клиента.

Услугу “Доказательство бизнес-гипотезы” часто используют для поиска потенциальных инвесторов. Сейчас эксперты Simtech Development работают с федеральной логистической компанией, которая начала создавать свой продукт именно с этой услуги. Мы подготовили анализ, положительная оценка бизнес-менеджера была презентованы инвесторам, и те выделили финансирование. Теперь проект на стадии разработки MVP, и уже весной 2023 года выйдет релиз.  

Что лучше: PoC или MVP? 

Решать вам, но для начала определитесь с целями и сравните базовые характеристики.

Чтобы лучше разобраться в особенностях PoC и MVP, посмотрите наш вебинар “Как запустить собственный маркетплейс за 2 месяца”.