На днях мы рассказывали одному из своих коллег, пиарщику крупной металлургической компании, о нашем проекте. Пиарщик внезапно спросил: “А коучи, это те, кто с трибуны учит зарабатывать деньги?” Повисло молчание. Мы думали, что Вася продвинутый человек. Мы пребывали в задумчивости. Как коучам себя продвигать, если даже молодые современные люди мало представляют, кто такие коучи и чем они могут помочь. Мы задали вопрос “Ты знаешь, кто такой коуч?” представителям трёх поколений. И вот, что мы услышали:
– “Это тренер по футболу” (Егор, 13 лет)
– “Кто-кто?” (родитель-пенсионер)
– “Это тот, кто на основании своего опыта говорит, как прийти к цели” (коллега, 37 лет)
Мы изучили поисковые запросы в Яндексе. И увидели 628 запрос в месяц по всей России о поиске коуча. Что? Да. Это мало по сравнению с предложением.
Значит ли это, что ты ещё долго будешь бесплатно коучить коллег по бартеру? Нет, не значит. И вот, почему:
– тренд по спросу на коучей в России восходящий;
– поиск коучей и ресурсов о коучах через поисковики, в частности, Яндекс – только один из возможных способов;
– основными проводниками коучинга в России сейчас являются крупные компании в мегаполисах, они приглашают внутренних и внешних коучей для работы с командами или индивидуально с сотрудниками, так люди на бытовом уровне в семьях и среди друзей распространяют информацию о пользе коучинга;
– основными каналами поиска коуча в России являются рекомендации (сарафанное радио по-нашему);
– тренд на повышение собственной эффективности, приобретению гибких навыков и осознанности – тренд будущего, без коучей тут никак;
– иностранные тенденции в Россию приходят с опозданием, это проверено временем, а тенденции в зарубежных странах сейчас такие: рост рынка коучинга, об этом ICF сообщала в своём глобальном отчете еще в 2020 году.
Что же делать коучам?
– привести в порядок свою репутацию и выстроить личный бренд, чтобы сарафанное радио для вас работало на 100%;
– повышать уровень как коуча и всячески использовать время разгона популярности коучинга в России для прокачки своих навыков в коучинге и вне его;
– найти и прогревать свою аудиторию на ключевых площадках, люди начнут приходить к вам и позже рекомендовать своему социальному кругу. Но это будет накопительный эффект;
– увеличивать объём нативного материала, который демонстрирует вашу экспертность;
– не замыкаться только на российском сегменте интернета, русскоговорящая аудитория распределена по миру и этим людям комфортнее взаимодействовать с русскоговорящими коучами.
Чего не делать?
– не тратить с каждым месяцем всё больше денег на рекламу и продвижение, списывая всё на их неэффективность;
– уйти от маркетингового подхода с рекламой “в лоб”. Пока рынок сильно меньше предложения, ваши подписчики будут от вас просто отписывать, если вы будете агрессивно им себя навязывать. Да и коучинг... он про доверие и смыслы, классическая реклама этому не способствует.
В PR и продвижении смыслов должна быть долгосрочная и продуманная стратегия и реалистичный взгляд – без идеализации и завышенных ожиданий. И тогда всё получится.