Как продвигать книги в 2024: микроблогеры, мерч и другие тренды книжного маркетинга

2024-02-28 18:21:24 Время чтения 6 мин 1851

В 2023 году российский книжный рынок вырос на 10% в денежном выражении и на 5%  — в натуральном объёме. Драйверами роста стали маркетплейсы, экранизации и самиздат. Книжный маркетинг нацелен на избирательную аудиторию, а чтобы привлечь её внимание, приходится тестировать нестандартные стратегии и тщательнее продумывать работу с блогерами. Какие тенденции книжного маркетинга останутся в 2024 году — читайте в материале СберМаркетинга. 

Искренность определяет рекламную подачу  

Книжные авторы начали развивать свои бренды, публикуя короткие видеоролики, адресованные целевой аудитории, чтобы поделиться опытом и выводами из своих книг. Согласно исследованию HubSpot, более 70% потребителей считают, что для маркетингового видео важнее быть настоящим и интересным, чем быть идеальным и высококачественным.  

Отзывы читателей помогают продвигать книгу

Сарафанный маркетинг остаётся эффективной формой маркетинга. И огромная часть людей доверяют отзывам в соцсетях и на маркетплейсах, а также видеоотзывам и живым отзывам на мероприятиях. В соцсетях потребители обращают внимание на репосты и упоминания. 

Цифровые книги и аудиокниги набирают популярность

Производство таких форматов становится необходимостью. Всё больше людей по дороге на работу или домой слушают аудиокниги, чтобы проводить время с пользой. В III квартале 2023 года рынок цифровых книг увеличился на 31%, составив 3,3 млрд ₽, аудиокниги выросли на 37%, до 994 млн ₽. Вместе с тем печать книг становится дороже, популярность офлайн-магазинов падает, а задержки в производстве удлиняют сроки публикации, что даёт издателям и авторам больше времени для создания дополнительного контента. 

Маркетплейсы становятся необходимым каналом продаж

Согласно исследованию Tinkoff ecommerce, совокупный объём трат на маркетплейсах в 2023 году вырос в 1,5 раза год к году. Рост продаж книг в сегменте маркетплейсов составил 31% к концу 2023 году, по данным «Эксмо-АСТ». Пользователи привыкли получать товары в ближайшем ПВЗ, в том числе книги. Так у них не возникает вопросов по поводу доставки и изучения новых сайтов. При этом площадки предлагают много встроенных инструментов для продвижения, которые стоит тестировать. Особое внимание следует обратить на инструменты, которые упрощают поиск книги и дают тематические рекомендации. 

Мероприятия повышают вовлечённость в продукт

Любителям книг важно общаться с единомышленниками и быть частью сообщества. Издательства, магазины, блогеры и авторы книг проводят мероприятия или выступают в роли приглашенных экспертов, например, на книжных выставках. На мероприятиях посетители могут купить книги по минимальной цене, найти друзей, познакомиться с брендом ближе и стать к нему лояльнее. Важно привлечь СМИ для продвижения ивента. Например, в декабре 2023 года состоялась ежегодная Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№25, на которой проходили презентации книжных новинок, а также встречи с авторами, лекции, круглые столы.

non/fictio№25, источник: moscowbookfair.ru

Мероприятия можно проводить и в офлайн-магазинах. В 2022 году, по данным Минцифры, на книжные магазины пришлось 53% всех продаж. Например, «Альпина Паблишер» к выходу биографии дизайнера Айрис Апфель выставила в книжных магазинах манекены, которые были одеты в стиле героини. Они привлекали покупателей и подогревали интерес к новинке. 

Скриншот книги Айрис Апфель «Икона по воле случая», источник: alpinabook.ru

Работа с блогерами становится более тщательной

Микроблогеров привлекают чаще, чем блогеров-миллионников

Стоимость рекламы у блогеров миллионников дороже, а аудитория зачастую может не интересоваться книгами или конкретным жанром. Микроблогеры с точной целевой аудиторией, небольшой стоимостью рекламы и креативным подходом дают больший эффект от рекламы. Также вовсе не обязательно продвигать новинки только в аккаунтах о чтении. Список партнёров будет разным для каждой отдельной книги. Ориентироваться стоит на тематику контента и вовлечённость подписчиков, ценности автора. 

Бренды проводят мероприятия с блогерами 

В рамках такого сотрудничества можно делать шаги навстречу, например, устраивать постоянные встречи с блогерами, организовывать для них развлекательную программу, дарить подарки, предоставлять готовый контент. В 2022 году бренд ELLE Girl и издательство Like Book собрали популярных блогеров и инфлюенсеров во дворике бара «Интеллигенция» на dog-friendly вечеринку, где представили новинки, разыграли призы и провели мастер-классы.

Мерч увеличивает ценность продукта

Мерчификация книгоиздания — новый формат книжной рекламы. Книга Салли Руни «Прекрасный мир, где же ты» была одной из первых книг, продвигавшихся с помощью рассылки наборов мерча книжным блогерам. 

Набор товаров, рекламирующих книгу Салли Руни «Прекрасный мир, где же ты», источник: esquire.com

Недавно издательство Random House Books распространило роман Эммы Клайн «Гость» среди известных блогеров вместе с упакованным мерчем. Вместе с книгой был мерч: тюбик солнцезащитного крема, коробка печенья, солнцезащитные очки в тон обложки книги, сладости, описанные в книге, а также фирменная сумка издательства. Контент с распаковкой собрал множество просмотров и положительных комментариев.