Как придумать идею для бизнеса, которая точно сработает (или нет)

20 Авг 2024 Время чтения 12 мин 422

Современный мир IT устроен таким образом, что можно продавать даже ожидания ещё до того, как у тебя появилось что-то осязаемое. Если у вас прямо сейчас есть идея для бизнеса — эта статья для вас. Как не похерить мысль, как довести ее до ума, как показать трекшн если нет денег и т.д.

Деньги, слава, два ствола

Меня зовут Евгений Боровков, и я предприниматель. Уже 5 лет я занимаюсь развитием своей компании «Искусство Автоматизации». Помогаю другим компаниям улучшить рабочие процессы с помощью хорошего софта и классно работающих чат-ботов.

А ещё я сделал Structura.app — этот инструмент помогает всего за 10 минут создать прототип своего будущего сайта.

Если вы давно подумывали открыть своё дело, но ожидания с реальностью не связывались и как будто всегда чего-то не хватало, попробуйте мой подход.

Работаем с идеей

Когда вам впервые в голову приходит какая-то идея, не спешите работать именно с ней. Скорее всего, её форма или содержание поменяются ещё несколько раз.

Чтобы это произошло как можно раньше — и у вас получилась золотая отполированная идея, полностью готовая к работе — рекомендую следующее:

  • Запишите идею. Я пишу их в отдельный чат в Телеграме. Если вовремя не записать, потом можно будет и не вспомнить.
  • Посмотрите, есть ли у этой идеи аналоги. Часто бывает, что вашу мысль уже реализовали. Или кто-то собирается её реализовать в ближайшее время и даже уже написал статью об этом.
  • Переспите с идеей. Часто гениальные мысли, придуманные вечером, на утро оказываются обычным бредом. Для этого мы идею и записываем — чтобы проверить формулировку и убедиться, что да, это действительно гениально или да, это точно бред.
  • Расскажите о вашей идее трём друзьям. Что они говорят? Запомните или запишите их реакцию.
  • Расскажите то же самое маме. Получается объяснить так, чтобы она поняла? Если нет, переформулируйте мысль и расскажите снова.
  • Теперь задайте вопрос себе: чего не хватает для реализации? Всё ок даже после сбора обратной связи? Тогда идём дальше.

Если вы проверили идею и всё-таки решили создавать новый продукт, то надо убедиться и в наличии спроса.

Методички по созданию продуктов и тестированию гипотез говорят нам о том, что надо проводить кастдевы, «ударять» свою гипотезу об аудиторию и вот это вот всё.

Но я хотел бы вмешаться в них и открыть глаза будущим фаундерам на то, что этот самый «удар об аудиторию» может быть непредсказуемым.

Предприниматель «ищет» свою аудиторию. А ищете ли свою аудиторию вы?

Например, вы можете пойти по знакомым или по чатам в Телеграме в поисках того, кто с вами будет готов что-то обсуждать. Но непонятно, зачем этому человеку тратить на вас время?

Конечно, можно было бы предложить ему что-то взамен. Но лучше сразу сфокусироваться на той ЦА, у которой есть потребность в вашем продукте уже сейчас. Тогда вам захотят уделять всё своё время, какое только потребуется.

Другой более практичный вариант: написать статью, выпустить её и посмотреть, как на вашу идею будет реагировать потенциальная аудитория. И это будет даже лучше, чем кастдев — ведь в таком случае уже не вы будете искать аудиторию, а она вас.

Пишите понятно: просто и ёмко. Без длинных предложений и внешних ссылок.

Рассказывайте правду: почему пришла такая идея, как вы её видите, какая её конечная цель, чего вы прямо сейчас не понимаете, сколько хотите денег, людей или времени.

Ещё можно добавить небольшое видео с вашими живыми эмоциями. Но это не обязательно — только если готовы его записать.

Завершите мысль на мягкой ноте: «Если вам понравилась моя идея или вы испытываете те же проблемы, то напишите мне, обсудим детальнее». ВСЁ!

Опубликуйте готовую статью на бизнес-площадки или куда-то ещё, в чём вы точно уверены. А вот чего не нужно делать, так это бояться, что вашу идею украдут или что над вами будут смеяться.

Если вы грамотно и вдумчиво подойдёте к написанию материала, то вероятнее всего вы даже повысите свою компетентность в глазах читателей. И кто-то придёт в комментарии, чтобы поддержать ваши начинания.

Проверяем гипотезу

Сформулировали рабочую идею, собрали обратную связь, рассказали об идее миру — даже нашли crawling crowd (жаждущую толпу). Дальше переходим к работе с ожиданием продукта.

Да, вам ещё понадобится много чего: и деньги на проект, и команда для реализации. Но в этот раз я делаю акцент на маркетинге — а он может быть экономным и даже не требовать найма новых людей.

Начните с подогрева интереса. В этом вам помогут любые доступные инструменты. Вы можете каждый день загружать Reels и отправлять посты в Телеграме. Или каждую неделю публиковать длинные видео на YouTube и писать статьи на VC.ru.

Задавайте себе вопросы: интересно ли моей публике это читать, увеличивается ли она. Если не увеличивается, то надо что-то менять и пробовать по-другому. Если не интересно и уменьшается, то надо срочно что-то менять.

Подумайте, что было бы уместно публиковать. Как раскрывать тему. От качественной подачи зависит и реакция аудитории.

На каком-то этапе это может вам заменить трекшн в деньгах, ведь компания периодически должна показывать положительную динамику, если она зависит от инвесторов. Пока не можете заработать деньги — зарабатывайте активность.

Собирайте лайки и репосты — лишними не будут

Чтобы содержание контента было качественным, и вы могли собирать достойные реакции, нужно понять, для какой аудитории вы в этот момент работаете.

Это подходящий момент, чтобы декомпозировать идею и аудиторию, выписать всех, кого вы считаете вашими клиентами. Прямо в столбик: покупатель, потребитель, контекст потребности.

Если непонятно, в чём между ними разница, то приведу мой самый любимый пример: у детских игрушек покупатель — родитель, а потребитель — ребенок. Контекст потребности — совместный поход в магазин, когда ребенок захотел игрушку.

Расписали аудиторию, разбили на сегменты в B2B и B2C, теперь обратимся к лестнице Ханта. Она поможет понять, на какой ступени осознания потребности находятся ваши потенциальные клиенты. А может, даже подскажет, где найти сразу много клиентов с небольшой конкуренцией на рынке.

Лестница Ханта показывает, что с одинаковой потребностью люди по-разному подходят (или не подходят) к решению проблемы. Кто-то может прям страдать и искать, кому бы заплатить денег, чтобы поскорей от проблемы избавиться, а кто-то может даже не подозревать, что у него такая проблема есть.

Гипотетическая лестница с гипотетическими людьми. Наша задача — сделать их конкретными

Такой подход поможет понять, как разговаривать с людьми на разных ступенях. У нас в России, да и часто во всём мире, в основном все работают с клиентами только на последней, пятой ступеньке, и реже кто-то касается четвёртой. Ещё реже кто-то пытается касаться третьей. На второй и первой, как правило, вообще никого нет.

Кажется, что проще работать сразу с «готовым» клиентом, а не «растить» его месяцами. И это нормально, если вы пока не хотите погружаться в детали, и деньги нужны именно сейчас. Но сам факт анализа даст вам много интересных мыслей — и полезных не всегда только для бизнеса.

Продвигаем всё, что продвигается

Распределили всех потенциальных клиентов по ступеням лестницы Ханта, подумали о проблемах центричности контента, проанализировали HADI циклы.

Дальше нам понадобится просчитанная юнит-экономика и какой-то бюджет на тестирование разных каналов трафика.

Для этого мы пишем статьи на разные площадки (VC, Пикабу, Дзен, ADPASS и т.д.), делаем таргет в VK и контекстную рекламу в Яндекс.Директе. Закупаем рекламу в Телеграме, у инфлюенсеров на YouTube и у нишевых блогеров со своими площадками. Делаем е-мейл рассылку, WhatsApp рассылку, рассылку по VK… Ну, вы поняли.

Если какой-то из каналов не даёт предполагаемый результат, попробуйте ещё пару других идей в этом же канале. Если и после трёх попыток эффекта не будет, меняйте канал.

Если у вас хорошо получается думать одновременно о многом, попробуйте продвигаться сразу на нескольких площадках и заставлять их работать в этот момент как единое целое.

Формируем конечную точку

Мы начали с идеи, но за ней будет идти уже что-то осязаемое. Новый продукт или целая отдельная компания.

Какая конечная цель будет вас ждать? Вы можете превратить свой стартап в дивидендный бизнес или продать его за хорошую цену, дождавшись нужного момента.

Что бы вы ни выбрали, продолжайте поддерживать уже созданное ранее и не бойтесь экспериментировать с новыми форматами.

Если помнить о конечной точке, вопросов о том, что делать прямо сейчас, у вас точно не будет. А варианты можно придумывать самому или подглядывать в подобных материалах.


Это были мои советы из главы, которую я написал для книги «Новая эра в IT» в качестве соавтора. Отдельно про книгу писал в своём Телеграм-канале.

Заглядывайте туда, чтобы пообщаться об идеях и гипотезах подробнее. Вдруг у вас есть вопрос, а я как раз готов его обсудить 😉

Комментарии
Написать комментарий...