Из года в год рынок e-commerce стабильно растёт, как и доверие к онлайн-ретейлерам. Ближайшее будущее и дальнейшая перспектива сферы достаточно прозрачны. Полный переход обратно к офлайну невозможен — интернет-магазины и маркетплейсы стали неотъемлемой частью жизни аудитории. Совершать покупки онлайн, экономить время и при этом чувствовать лёгкость — сформировалась новая потребительская привычка.
Что касается рынка маркетплейсов, онлайн-платформы закономерно набирают обороты вне зависимости от своих бизнес моделей: B2C, C2C, B2B. Пространство объединило продавцов/поставщиков с их клиентами, выгоду получают обе стороны (win-win). И это не только из-за оптимизации процессов и ресурсов, всё это — вершина айсберга. Целевую аудиторию привлекает низкий порог входа и возможность продавать не только осязаемые товары, но и сервисы или цифровые продукты. Однако идём по порядку.
В статье мы разберём, что же такое B2B-маркетплейсы и из чего они состоят. Расскажем, чем они отличаются от интернет-магазинов и онлайн-платформ в B2C/С2С. Вы узнаете, какие преимущества данной бизнес-модели привлекают рынок, и ознакомитесь с примерами маркетплейсов из различных сфер.
Маркетплейс в B2B — интернет-платформа для оптовой покупки/продажи товаров и услуг для решения бизнес-задач корпоративных клиентов.
Это своеобразный онлайн-магазин, где клиенты вместо эмоциональных покупок тщательно продумывают нюансы оптовой торговли — возможности и условия сотрудничества, специфику ценообразования. Принятие решения требует гораздо большего времени, в торгах принимают несколько ЛПР (лиц, принимающих решение).
Каждая перечисленная группа решает свои бизнес-задачи. Первая, минуя лишних посредников, производит и поставляет продукцию официальным дилерам или крупным клиентам. Также снижает издержки, повышает лояльность, выстраивает подходящий имидж компании и получает весомое конкурентное преимущество.
Вторая и третья группы, официальные дилеры и постоянные покупатели, заказывают продукцию крупными партиями. В данном случае им важны: широкий ассортимент, возможность заказать товар здесь и сейчас, через время повторно, получить электронные версии документов и произвести заказ с отсрочкой.Владелец B2B-маркетплейса может выступать и в роли продавца-производителя на ряду с остальными бизнес-партнёрами ниши.
Интернет-магазин — торговая площадка, принадлежащая одному продавцу, компании, бренду. Под это описание подходят розничные сети DNS, «М. Видео», «Читай-город».
Маркетплейс — онлайн-рынок, на котором множество продавцов предлагают свою продукцию, как Ozon. И это самая распространённая ситуация. Но иногда владелец платформы выступает в роли продавца. Например, B2C-маркетплейс ASOS и бренд одежды ASOS Design. Позднее рассмотрим и другие маркетплейсы.
Основное и самое главное преимущество B2B-маркетплейса заключается в повышении маржинальности — сокращаются издержки и исключаются посредники в цепочке. Мы затронули этот бенефит ранее. Однако он далеко не единственный.
Разработка маркетплейса позволяет сформировать подходящий имидж компании, повысить лояльность клиентов и получить весомое конкурентное преимущество. Не стоит пренебрегать этими особенностями, они влияют на увеличение клиентской базы и показателя LTV текущих бизнес-партнёров (LTV — Lifetime Value, пожизненная ценность клиентов). Польза очевидна, если рассчитать стоимость привлечения нового лида — удержание текущих клиентов обходится в несколько раз дешевле. Исследование.
С другой стороны, B2B-маркетплейс выгоден и для продавцов-производителей. Увеличивается доля онлайн-покупок, автоматизируется процесс продажи. Маркетплейс берёт на себя привлечение целевой аудитории, а расходы на содержание офиса, доставку, заработную плату сокращаются.
Основной и самый очевидный минус — полная зависимость производителей от развития маркетплейса. Требуются постоянные инвестиции, вложения в маркетинг, модернизация и постоянное обновление интернет-платформы. Если B2B-маркетплейс развивается, то растёт и аудитория.
Помимо фактора зависимости от стороннего партнёра существуют риски, связанные с потерей/порчей товаров, блокировками аккаунтов и задержкой перечисления денежных средств. С одной стороны, несущественная проблема, но если это часть «корпоративной культуры» маркетплейса — подобное происходит на постоянной основе, стоит задуматься о смене интернет-платформы.
Третий и не менее важный недостаток — различные денежные сборы, комиссии за продажи и административные расходы на хранение товара, его подготовку к продаже. Стоит учесть этот нюанс заранее и отложить часть бюджета на эти затраты, чтобы масштабирование произошло бесшовно.
Последняя группа сложностей — здоровая конкуренция, подражательные продажи, создание стильного и неповторимого бренда. Так или иначе всегда найдётся конкурент с товаром качественнее и дешевле. И если производителю всё-таки повезло, категория товара попала в «Популярные», то оптовые клиенты обязательно свяжут покупку с B2B-маркетплейсом, а не с брендом продавца. Увы.
После обращения потенциального владельца маркетплейса к IT-подрядчику выясняются цели и определяется подходящая бизнес-модель интернет-платформы. На этом этапе важно договориться о правилах взаимодействия с командой, способе разработки и основных функциях первой версии.
Каталог, его удобство и дизайн — первое, на что обращает внимание целевая аудитория. Это обложка от интересной книги или обёртка от вкусной конфеты. Без них товар не купят, как и при неудачной реализации UX.
Личный кабинет B2B-маркетплейса — незаменимый атрибут для настройки системы продаж. И речь не только о привычных разделах «Профиль», «Заказы» и «FAQ», к которым все потребители давно привыкли. Современный B2B-маркетплейс предлагает гораздо более обширный спектр возможностей. Например, в нём обязательно должны быть предусмотрены вкладки «Претензии», «Аукционы/Тендеры», «Сертификаты» и другие. Удобный онлайн-кабинет необходимо персонализировать под каждую нишу компаний-производителей.
Для оптовых клиентов, официальных дилеров и постоянных корпоративных покупателей личный кабинет — возможность использовать функцию «умного поиска», ознакомиться с товаром, заказать или зарезервировать продукцию на складе оптового продавца. Помимо прочего маркетплейсы и продавцы предлагают своим клиентам скидочные и бонусные системы, условия которых детально описаны в личном кабинете. Связь с персональным менеджером, настройка доступа для каждого пользователя конкретного корпоративного заказчика, наличие электронного документооборота, настройка интеграций с популярными сервисами и системами. Продолжать можно до бесконечности и насколько хватит фантазии — ведь по большей части всё упирается именно в неё и материально-временные ресурсы.
Личный кабинет предполагает разные уровни доступа: для владельца маркетплейса, бизнес-партнёров и производителей, корпоративных покупателей. От уровней и ролей зависит вариативность активного функционала.
Теперь перейдём к реальным примерам. На рынке существуют десятки, а может и сотни маркетплейсов. Каждые из них по-своему уникальны. Разные ниши, бизнес-модели, целевая аудитория и географическое положение. И чтобы дать вам наиболее полное представление о рынке B2B-маркетплейсов, мы подготовили список с наиболее яркими представителями. Готовы поспорить, некоторые из них точно знаете.Иногда маркетплейсы смешивают 2 модели: B2B и B2C.
Первый удачный пример — маркетплейс Alibaba, входящий в состав Alibaba Group. Китайская публичная компания в сфере интернет-коммерции, позволяющая предприятиям проводить оптовые закупки. 17 различных категорий и сотни подкатегорий товаров — каждый предприниматель может сделать оптовый заказ.
Ещё один представитель Китая — B2B-маркетплейс Made-in-China, пропагандирует при помощи своего УТП связь между оптовыми покупателями и китайскими поставщиками.
Замечательный пример, демонстрирующий две бизнес-модели в «одном флаконе» — Booking.com и BookingB2B.
Первый известный всему миру вариант, B2C-маркетплейс, даёт возможность бронирования номеров по всему миру в несколько кликов. Целевая аудитория Booking.com состоит из владельцев гостиниц, частных домов и квартир. И путешественников, задача которых — хорошо провести время в отпуске или найти жильё на время командировки.
Основные пользователи дочерней платформы BookingB2B отличаются от материнской Booking.com. Вместо частных лиц маркетплейс обслуживает малый и крупный бизнес — компании, связанные с туризмом. Отсюда и получается «B2B», где первая «B» — владельцы отелей, вторая — поставщики туристических услуг.
Из этого следует, что коллаборация «Сбера» и «Эвотора» однозначно является B2B-площадкой для закупки и продажи продуктов питания.
Ещё один пример, повлиявший на развитие B2B в Казахстане — интернет-платформа Smart Satu.
Основатель стартапа, маркетплейса для поставщиков, Болтабек Оспанов в 2014 году обратил внимание на тысячи магазинов Алматы. Их объединяло следующее — отсутствие автоматизации, оптимизации инкассации и логистики, большие и неоправданные административные расходы. Так через год благодаря решению Smart Satu многие поставщики и предприниматели доверились новому подходу. Источник.
Ещё один важный этап воронки продаж. Если он реализован недостаточно качественно или содержит излишние сложности, существует риск потери корпоративных клиентов у официальных дилеров, а у владельца маркетплейса — своих бизнес-партнёров.
Если компания-производитель задумывается о масштабировании, переход на модель маркетплейса может стать отличным способом достижения этой цели. И сейчас объясним, почему.
Основная ценность — расширение ассортимента за счёт косвенных конкурентов. Чем больше будет релевантных позиций из одной категории, тем больше потенциальных покупателей посетят маркетплейс. А чем больше посетителей, тем выше шанс, что с товаром косвенного конкурента клиенты закажут продукцию и компании-производителя — владельца B2B-маркетплейса.
Не менее важное преимущество — высвобождение человеческих ресурсов отдела продаж и контент-специалистов. При помощи маркетплейса можно автоматизировать часть бизнес-процесса. Сотрудникам компании-производителя больше не нужно физически обрабатывать все входящие запросы, а контент-менеджерам вручную размещать все товары.
Для запуска собственного B2B-маркетплейса помимо желания и цели «увеличить доход на Х%» необходимо учесть ряд нюансов. Ответы на банальные вопросы, как может показаться сначала, о стратегии, географии и целевой аудитории помогут создать популярную онлайн-платформу. Ей будут пользоваться. Чтобы компания-производитель вышла на новый уровень, важно прояснить некоторые вопросы.
Эта модель подразумевает сбор комиссии маркетплейсом за каждую денежную операцию. Например, рестораны-клиенты приложений DeliveryClub или «Яндекс. Еда» платят комиссию от суммы заказа конечного потребителя. Причём сумма может быть взята из плавающей комиссии или определённого фиксированного процента, установленного сервисом.
Так Aliexpress получает от продавцов 5–10% в зависимости от категории товара. А для новых клиентов площадка предлагает продать первые 100 товаров без комиссии.
Модель монетизации по подписке означает, что продавец или покупатель* платят определённую сумму за использование онлайн-платформы.
Стриминговые сервисы, такие как YouTube Music, Spotify, Apple Music, Deezer, Boob и «Яндекс. Музыка», предоставляют полный доступ к базе с мелодиями за определённую ежемесячную плату. Кроме того, некоторые из них оплачивают артистам роялти за прослушивание музыкальных треков основной целевой аудиторией.*Бывают ситуации, когда за использование особо ценного B2B-сервиса оплачивают подписки и покупатели, и продавцы маркетплейса.
Фримиум (англ. Freemium) — это Free + Premium. Классический бесплатный доступ с некоторыми ограничениями и опциональный платный — премиальный. B2B-маркетплейс предлагает базовый функционал, но дополнительные фичи доступны с покупкой премиум-плана.
Вернёмся к YouTube, видеохостинг предлагает бесплатную библиотеку с видео. За 199 рублей в месяц пользователи могут наслаждаться контентом без рекламы. Премиальная подписка также предоставляет доступ к YouTube Music.
Модель монетизации с оплатой за размещение знакома всем, кто хоть раз создавал вакансии или публиковал своё резюме на HH.ru. Продавцы, целевая аудитория сервиса, платят за каждое размещение на онлайн-платформе, будь то вакансия или товарная карточка продукции.
Бизнес-модель B2B-маркетплейсов с оплатой за лидов основана на платежах от продавцов. Целевая аудитория пользуется платформой бесплатно, но за каждый контакт целевого лида или за каждую совершённую сделку платит фиксированную сумму.
Сервисы для поиска специалистов, рекрут-агентства помогают исполнителям закрыть кадровую потребность за определённую цену за лида.
Ранее мы уже говорили об удачных примерах использования двух бизнес-моделей — B2B и B2C. Но предприимчивые люди на этом не остановились и попробовали объединить несколько моделей монетизации воедино.
Так, например, Amazon берёт $0,99 за каждое размещение с небольших компаний, которые продают не более сорока товаров в месяц. Для крупных бизнес-партнёров условия отличаются: с них берётся дополнительная комиссия с продаж и действует месячный план за $39,99.
Стоимость создания маркетплейса и время его запуска зависят от различных параметров, которые нужно учитывать на старте. Это может быть разработка MVP до 2 миллионов рублей за 3 месяца. Или полная кастомная разработка от 5 до 15 миллионов рублей с индивидуальным дизайном, интеграциями, большим количеством функций, удобным каталогом и B2B-кабинетом для оптовых продаж.
Также в итоговую стоимость разработки маркетплейса, как и любого другого ИТ-решения, закладывается время специалистов. Аналитики, дизайнеры, менеджеры, разработчики и тестировщики — клиенты приобретают опыт производящих сотрудников компании, которые и будут заниматься созданием продукта. В этом случае ключевую роль играет формирование ставки за час работы сотрудника, например у нас — от 3000 рублей/час. Если кратко: изучаем запросы клиентов, проводим первичную аналитику и оценку, формируем техническое задание или Product Vision.
Наша команда при подготовке статьи постаралась показать рынок маркетплейсов со всех доступных сторон — все преимущества и недостатки. Мы подсветили максимально возможное количество нюансов, на которые стоит обратить внимание при разработке собственного B2B-маркетплейса.
Резюмируем, мораль этой статьи следующая: как и e-commerce, так и рынок маркетплейсов очень гибок. Он предполагает плавное тестирование гипотез и бесшовный переход от одной модели к другим. Онлайн-платформы выгодны всем целевым аудиториям. Если сказать прямо, это новая реальность, причём достаточно прозрачная, доступная и удобная. Она заботится о времени клиентов, делая каждого немного счастливее.
Если уже есть идея и вы хотите заказать разработку маркетплейса — оставьте заявку, наши менеджеры свяжутся с вами и ответят на все интересующие вопросы.