QR-код — простой и эффективный инструмент для бизнеса, который облегчает взаимодействие с клиентами и экономит их время. Однако возможности этой технологии куда больше. Она может стать недорогим и действенным средством для продвижения бренда, увеличения его целевой аудитории и повышения лояльности клиентов.
QR-код — квадратный штрихкод, на котором можно хранить информацию о товаре, услуге или событии. Он имеет небольшие размеры и состоит из множества маленьких чёрных квадратов.
С классического штрихкода информация считывается только в одном направлении — слева направо. QR-код более универсален, его можно сканировать как по вертикали, так и по горизонтали. Метка нормально работает в перевёрнутом, разделённом или даже зеркально отражённом виде.
QR-коды имеют небольшой размер. Несмотря на это они способны хранить значительные объёмы информации: 7089 цифр или 4296 символов.
Есть два формата QR-кодов — малый (21×21 пикселей) и большой (177×177 пикселей). Существует ещё и микро QR-code. Он вмещает 35 цифр или 21 буквенно-цифровой символ. Этот код отличается от стандартного не только объёмом, но и внешним видом. Он имеет одну метку позиционирования, когда у обычного их три.
Первая система QR-кодов появилась в 1994 году. Её придумали специалисты концерна «Тойота» для учёта автомобильных комплектующих на производстве. Технология оказалась настолько удачной, что быстро нашла своё применение во многих других сферах. Разработано множество приложений для считывания и последующей конвертации QR-кодов.
Метки широко применяют в торговле, строительстве, промышленности и логистике — там, где необходим жёсткий учёт продукции и её поставок. В своей работе на QR-коды полагаются почтовые и курьерские службы, архивы и библиотеки. Бизнес активно их использует в продвижении и рекламе. Большие интернет-магазины, такие как Wildberries и Ozon, применяют QR-коды в пунктах выдачи, что значительно сокращает время получения заказа.
QR-коды применяют для защиты личных данных пользователей. Примером может служить российский интернет-гигант «Яндекс». Компания разработала приложение «Я.Ключ», с помощью которого проводится двухфакторная аутентификация через связку смартфон-аккаунт.
Когда пользователь заходит в свой аккаунт, браузер генерирует код. Его нужно отсканировать с помощью смартфона, на который затем приходит одноразовый пароль для входа.
Коды для аутентификации использует «Сбербанк Онлайн». После считывания метки можно зайти в личный кабинет и получить информацию о состоянии счёта или произвести перевод средств.
С помощью QR-кодов часто оформляют ссылки на различный платный контент в Интернете: фильмы, книги, музыку. Большой популярностью пользуются разнообразные реферальные ссылки. Их создатели получают вознаграждение за каждого человека, который отсканировал QR-код.
Похожий принцип используется и в наружной рекламе. Метки размещают на указателях, бордах, упаковке, плакатах. Отсканировав такой код, можно сразу же попасть на страницу продукта, компании или заведения.
Например, в QR-код зашифровывают ссылку на аккаунт в соцсети. В этом случае можно делиться не данными пользователя, а сразу давать код для сканирования. Шифрование ссылки в QR-код позволяет мгновенно распространять информацию, фото и видео, добавляться в друзья или заходить в сообщества. Аналогичный подход используют при создании визиток с QR-кодом.
В России QR-коды с каждым годом становятся популярнее, однако до мировых лидеров пока ещё далеко. Например, в Китае метки давно стали привычной частью жизни большинства граждан.
Система QR-кодов давно интегрирована в популярный китайский мессенджер WeChat. Благодаря этому жители Китая могут делать покупки без использования банковских карт. В мессенджере есть онлайн-кошелёк, который привязан к счетам владельца. Чтобы приобрести товар или услугу, человеку достаточно отсканировать QR-код продавца. С помощью меток можно совершать покупки в обычных и интернет-магазинах.
В Китае WeChat уже давно больше, чем просто обычный мессенджер. Он выполняет важные экономические и социальные функции. Благодаря системе QR-кодов и других финансовых инструментов, интегрированных в мессенджер, жители Китая могут использовать WeChat для покупки продуктов, оплаты проезда, аренды жилья. На долю онлайн-платёжных систем в КНР приходится до 80% транзакций. WeChat в этой стране выполняет роль паспорта, потому что он содержит большую часть персональных данных гражданина.
Теперь расскажем о двух примерах использования QR-кода из опыта нашей компании.
Несколько лет назад к нам обратился заказчик, производитель мясной продукции, с просьбой создать мобильное приложение для промоакций в магазинах. Одним из основных требований было применение QR-кода для распознавания наклеек на этикетке товара. В ранней версии приложения пользователю, чтобы получить скидку, нужно было ввести 10-ти значный промокод с упаковки продукции. Это было не очень удобно, поэтому решили заменить его QR-кодом, чтобы не тратить время покупателей на ввод 10 цифр.
Ещё одним интересным проектом стало создание QR-кодов для продажи входных билетов на различные развлекательные мероприятия. Человеку, купившему билет, высылали на телефон QR-код, который затем на входе охрана сканировала с помощью мобильного устройства. Система отлично работала, была удобной как для посетителей, так и для организаторов мероприятий.
Торговые марки, например Louis Vuitton, добавляют в свои QR-коды декоративные элементы логотипов и превращают уже знакомые черные квадраты в цветные пятна, а то и вовсе делают их в виде точек. Такой способ декорирования QR-кода позволяет выделить свой бренд на фоне конкурентов и привлечь больше внимания к своему бизнесу.
Вот так это работает: