«Давайте сделаем новый сайт, но оставим всё как на старом» — такой парадоксальный запрос аналитики слышат постоянно. Клиенты уверены, что точно знают, чего хотят. Но реальные данные часто показывают другую историю.
Перед разработкой нового сайта на замену старого или с нуля у клиентов часто возникает вопрос: «Как сделать так, чтобы сайт выполнял все поставленные цели и был приятным для пользователей?». На эти вопросы может ответить аналитик, который проводит тщательное исследование старого сайта, строит гипотезы и показывает клиенту, какие проблемы можно решить и не переносить их на новый продукт.
Подробнее о проблемах, с которыми можно столкнуться на этапе разбора сайта, рассказал аналитик диджитал-агентства Webit Эдуард.
Перед запуском обновленного сайта аналитик проводит настоящее расследование:
В интернет-магазине может быть забит список из трёх городов: Москва, Санкт-Петербург и Калининград, а пользователь хочет заказать доставку в Иваново. Важно, чтобы в такой ситуации система повела себя корректно. Необходимо не столько показывать ошибку, сколько дать пользователю понять, ждет ли его успех в совершении действия, а если нет, то почему. Например: «Доставляем в 5 крупнейших городов. Ваш город Иваново? Посмотрите ближайшие пункты выдачи».
Когда нужно разрабатывать сайт и проводить промежуточную приемку, аналитики должны следить за тем, какое событие происходит после нажатия кнопки «Оформить заказ». Если после нажатия «Оформить» пользователь оказывается на главной странице без подтверждения, то система все еще считается не проработанной. Решение — четкое сообщение: «Заказ № 4251 принят. Наш менеджер свяжется с вами в течение 10 минут».
Когда у Анны-Марии Вондерберг-Шмидт не помещалась фамилия в поле на 50 символов, она просто уходила к конкурентам. Решение — счетчик символов и умное уведомление: «Осталось 5 символов». Совет: можно сократить отчество или смягчить правила валидации.
Отсутствие информации о наличии товара на сайте усложняет жизнь менеджерам. После внедрения статусов «В наличии», «Под заказ» и «Нет в наличии» количество ненужных звонков сокращается на 70%.
Это уникальный функционал/возможность, которые пользователь не видел на других сайтах и не знает, как ими пользоваться. Спойлер: иногда этот функционал может быть непонятным даже экспертам и самому аналитику.
Рассмотрим неочевидные возможности на примере оформления заказа в интернет-магазине. Сначала разберемся, в чем все же заключается очевидность.
Система позволяет выполнить оформление заказа пользователю приложения в случае, когда он авторизован в учетную запись.
В случае, если пользователь не зарегистрирован в системе, система создает учетную запись пользователя. Тогда первое требование является требованием бизнеса, второе — сопутствующим требованием для корректной работы системы. Всё логично: пользователь собирается оформить заказ, если он авторизован — пропускаем его дальше, если нет — просим ввести номер телефона и присылаем код подтверждения. В это время система проверит, зарегистрирован ли пользователь. Если да — также продолжаем оформление, в противном случае регистрируем его, просим заполнить данные профиля и снова продолжаем оформление заказа.
Затем в процессе аналитики обнаруживается баг, который является неочевидным требованием между регистрацией/авторизацией и оформлением заказа.
Если неавторизованный пользователь на экране ввода данных профиля закрывает мобильное приложение, при следующем запуске у него будет создана учетная запись без данных профиля. Проблема в том, что такой пользователь не сможет оформить заказ. В случае перехода к оформлению система попросит его заново авторизоваться. В это время пользователь сможет войти как в уже созданный профиль, так и в любой другой. В дальнейшем требования к системе были расширены, а проблема устранена.
Если в ходе исследования мы получаем от 100 тысяч пользователей обратную связь, что функционал, мягко говоря, странный, то мы пытаемся сделать его более доступным. Сначала аналитик разбирается самостоятельно в этом злосчастном инструменте, затем собирает обратную связь с коллег, насколько всё очевидно для них. Если всё остаётся непонятным, то через вопросы идём к клиенту, пока понимание не достигнет 75-90%.
Посетителю становится непонятно, что произошло:
Каждый такой баг — как минимум 15% потерянных клиентов. Аналитика помогает находить и закрывать эти дыры до того, как они нанесут ущерб бизнесу.
Представьте: пользователь с энтузиазмом кликает на обещанную акцию в меню, а вместо выгодного предложения получает холодное «404 — Страница не найдена». Такие «недостижимые страницы» — настоящие цифровые призраки, которые преследуют многие сайты. Почему они появляются?
Недавний кейс из нашей практики: интернет-магазин терял до 15% потенциальных клиентов из-за «битой» страницы с условиями доставки. Аналитик нашел проблему за 20 минут — ссылка вела на старую версию страницы, удаленную полгода назад.
Пока маркетологи думают о конверсиях, а разработчики — о функционале, юридические риски могут незаметно подорвать весь проект:
Исследование на соответствие требованиям закона — компетенция юриста. Поэтому аналитику на этапе исследования сайта важно подключить специалиста, который разбирается в праве и даст свое заключение.
«Можно сделать быстро, дешево и хорошо — выберите два» — эта шутка разработчиков стала аксиомой для аналитиков. В реальности любое изменение в проекте напоминает игру в дженгу:
За 10 лет работы мы поняли: 70% задач уже имеют оптимальные решения. Зачем придумывать новую систему фильтрации, если можно адаптировать проверенные механики Ozon? Зачем экспериментировать с авторизацией, когда SMS-верификация доказала свою эффективность?
Best practices и стандарты — широкоприменимое понятие, и захватывает множество сфер: например, сейчас в медиа — «бесконечные» вертикальные видео, в бизнесе — механизмы, помогающие наращивать прибыль «давно не делали заказ — дарим промокод на 30%, действует 2 дня», для команды разработки — оптимизационные решения, которые помогают не «падать» приложению, когда в него стучится 100 тысяч пользователей без космических затрат на серверные мощности (хороший пример: акция «сумасшедшие дни» в Стокманн).
Завершая наш разбор, стоит запомнить главное: аналитика сайта — это не формальность, а стратегический инструмент. Она превращает субъективные «хотелки» в объективные решения, которые:
Хотите сайт, который не просто красивый, но и реально увеличивает продажи? Начните с аналитики — и вы удивитесь, сколько проблем можно было избежать на старте. Ведь как показывает практика: потраченный на анализ час экономит недели исправлений после запуска.
Чтобы избавиться от проблем, нужно уметь хорошо проектировать сайты. В этом может помочь тг-канал Инструменты программиста.