Как онлайн-школе расти быстро и качественно. На примере Академии Globus

2022-08-17 16:50:42 Время чтения 9 мин 192

Академии Globus чуть больше года, — это если «по паспорту». Но обучением сотрудников и стажеров в компании Globus IT занимаются уже давно. И лишь в 2021 году руководство приняло решение вывести это направление в отдельный бизнес-юнит. За год Академия  выросла до 1000 заявок на курс в месяц и продолжает активно развиваться.

Илья Померанцев на международном инженерно-творческом фестивале «ТехноСтрелка»

Масштабирование бизнеса с помощью автоматизации процессов

Изначально было пять курсов: iOS-разработчик, Android-разработчик, Java-разработчик, ML Engineer и специалист по тестированию. В процессе развития  стало ясно, что если мы хотим идти вперед, то нужно приспосабливаться к новым условиям рынка и менять вектор на самые перспективные направления.

— Мы запускаем новые курсы, а это требует времени. Собрать группу желающих получить знания, дать преподавателя и провести обучение в формате вебинара — это одна история, — рассказывает Илья Померанцев, руководитель Академии Globus. — А вот записать качественное видео с дополнительными материалами, домашними заданиями и запустить это на постоянной основе — уже совсем другая. Мы наращиваем объемы и идем в сторону автоматизации процессов: масштабировать проект возможно, только если у нас уже готов контент и с ним можно активно работать.

Сейчас Академия учит студентов по четырем направлениям: ML Engineer, No-Code, «Как трудоустроиться в IT» и «Копирайтинг для продвижения проектов». 

Базовые курсы вроде java-, python-, android-, iOS-разработчик можно использовать для обучения сотрудников, проводить стажировки, но вот продавать их так активно уже не получится, потому что этому успешно обучают в вузах. Кроме того, очень много материалов есть в открытом доступе.

Кстати, традиционное офлайн-обучение мы тоже проводим: у нас достаточно большая своя экспертная база и к нам периодически поступают соответствующие запросы от партнеров. 

Оффлайн-занятие в офисе Globus IT

Обучение как история

Вообще помимо вопроса «Чему учить?» вопрос «Как учить?» тоже крайне актуален. Люди хотят учиться, когда едут в транспорте, гуляют, загорают на пляже. Поэтому нудные полуторачасовые занятия уходят в прошлое.

Курсы Академии уже адаптированы под новый формат. Преподаватель раскрывает тему, и студент может в любое свободное время послушать ее, зафиксировать пройденный материал, дополнительно изучить информацию (часть предоставляется, часть есть в открытом доступе) и потом вернуться к ней чуть позже.—  Еще один важный момент: учиться должно быть интересно, — считает Илья  Померанцев. — Сейчас идет процесс геймификации, есть курсы, где обучение представляет собой историю, проходя которую ты получаешь дополнительные знания. Например, курс по No-code  можно представить так: обучающему нужно в ходе курса запустить свой ресторан, в ходе обучения его знакомят с основами дизайна в Figma, рассказывают, как оформлять проект, как сделать приложение по доставке еды и т. д. Выпускной работой такого курса будет MVP-решение для своего ресторана. Это довольно трудоемкий процесс, поэтому стоимость запуска онлайн-курсов растет.

Проморолик Академии Globus

Развитие через взаимодействие с вузами

Что касается трендов, то тема импортозамещения немного коснулась и Академии Globus. Ее база, как и 70% рынка онлайн-образования, стоит на российской платформе GetCourse. И все бы хорошо, но есть проблемы с оплатой за обучение иностранных студентов. Некоторые транзакции из-за рубежа не проходят. Поэтому возникают проблемы с продвижением курсов — в странах СНГ, например. И сейчас мы этот вопрос решаем. 

Еще одно наблюдение: российские онлайн-платформы, которые занимают дополнительным профессиональным образованием, переориентируются на зарубежные рынки, в частности осваивают Индию и Иран.

Российский же тренд — это взаимодействие с вузами. Онлайн-образование сейчас по количеству обучающихся превышает офлайн-аудиторию. Поэтому вузы постепенно переходят в онлайн-формат, пытаются на этом зарабатывать. Компании, которые занимаются обучением, договариваются с вузами, возникают онлайн-кафедры.— При этом самое востребованное направление здесь — это не базовые курсы для начинающих, а именно продвинутые магистерские программы, которые и стоят дорого, и требуют определенную экспертизу от сторон: и от вуза, и от IT-компании, — рассказывает Илья Померанцев. — В этом направлении мы активно сотрудничаем с региональными вузами, филиалами ВШЭ и с другими образовательными учреждениями. У нас есть совместная история с вузом из Йошкар-Олы, с Московским государственным техническим университетом.

Аудитория Globus в Университете Лобачевского.

Участие в социальных и государственных проектах

А вообще, несмотря на то, что расходы населения на онлайн-обучение сокращаются, люди по-прежнему готовы инвестировать в образование, которое им потом позволит зарабатывать больше.

Тут на помощь приходит государство. Господдержка IT-индустрии сейчас актуальна как никогда. Во-первых, из России в другие страны релоцировалось много людей, и при этом некоторые специалисты из других отраслей остались без работы. Чтобы утолить кадровый голод, в центрах занятости населения в рамках программы по переобучению населения государство субсидирует обучение на IT-специальности. 

— Мы как академия регистрируем сейчас НКО, и во всех социальных проектах мы также планируем участвовать, — отмечает Илья.

Продвижение через личный бренд или развитие комьюнити?

Что касается продвижения крупных онлайн-платформ, тут важен личный бренд руководителя и педагогов. Все знаменитые игроки российского инфобизнеса очень много средств вкладывают в позиционирование, в собственную рекламу, они проплачивают посты у блогеров и инфлюэнесеров, не жалеют деньги на таргетированную и контекстную рекламу. Но это путь большой компании, маркетплейса курсов. На рекламу в этом случае  должно уходить приличное количество: от 40 до 80% бюджета.

Академия Globus идет другим путем, развивая собственную экосистему и комьюнити  вокруг. Мы уделяем много времени развитию пабликов в соцсетях, заходим в TenChat. Кстати, до недавних пор VK вообще никто не рассматривал, считая ее слабо продающей платформой. В основном наша ЦА была в ныне запрещенных соцсетях.

— Сейчас такой возможности нет, и у нас был полутора-двухмесячный лаг в продажах, потому что мы меняли направление продвижения, учились работать с VK, — вспоминает Илья. — Определенные проблемы были у нанятой компании, которая занималась рекламой. Им пришлось срочно переориентироваться, и «поплыли» некоторые показатели. В итоге мы ушли от сотрудничества с агентствами, набрали собственный штат (таргетолога, SMM-специалиста) и работаем в комплексе: публикуем сразу и в Telegram-канале, и у себя в паблике, и на YouTube, генерируем видеоконтент, пишем статьи. Мы тестировали Яндекс. Дзен, но не нашли свою ЦА там. Для позиционирования бренда это хорошая история, но для продаж она не зарекомендовала себя. Поэтому сейчас в основном у нас продажи идут с контекстной и таргетированной рекламы в VK.

Сейчас непростое время, но мы рассматриваем это как время возможностей. Рынок онлайн-образования развивается очень быстро, важно не потерять себя и найти собственный путь развития. И то, что у нас растет число студентов, говорит о том, что мы идем верной дорогой.