Что такое MVP проекта и как его создать

MVP, Minimal Viable Product (минимально жизнеспособный продукт) — концепция, подразумевающая, что на рынок, в первую очередь должна выводиться тестовая версия товара или услуги. Ее функциональность ограничена базовыми характеристиками, достаточными для демонстрации сути предложения и получения первых откликов. 

Цель метода — определить уровень рыночного спроса, избежав расходов на реализацию проекта, который в итоге может оказаться безразличен целевой аудитории. MVP — это облегченный вариант продукта, позволяющий собрать при минимуме затрат, максимум фактических данных о его востребованности и эффективности взаимодействия с пользователями.

Чем MVP отличается от прототипа, PoC и раннего релиза

Прототип цифрового продукта — это интерактивный макет или упрощенная схема с разной степенью точности, задача которой выявить последовательность и удобство пути пользователя при взаимодействии с приложением, сайтом, сервисом. 

Его отличие от MVP в том, что последний хоть и содержит минимум функциональности, тем не менее не является примитивным образцом. Наоборот, свои ключевые возможности MVP обязан демонстрировать и выполнять наилучшим образом. 

Аналогично с PoC — Proof of Concept — подтверждением верности концепции. При внешней схожести, эти понятия всё же не равнозначны. Хотя маркером успеха в PoC выступает тот же интерес ЦА — количество предзаказов, позитивные реакции на анонсы и другие социальные и маркетинговые признаки потенциально высокого спроса, как и в случае с прототипом, Proof of Concept — это теория, а MVP — это работоспособный продукт.

MVP проекта не следует обобщать и с первым релизом, так как его запуск происходит уже с учетом потребностей и предпочтений целевой аудитории, и не допускает ее прямого влияния на развитие продукта. В свою очередь, MVP только проверяет потребность рынка, а при ее отсутствии может стать основой для коррекции спроса до того, как на запуск будут потрачены время и деньги.

Преимущества и недостатки внедрения MVP

Предлагая клиентам упрощенную модель продукта, разработчик видит их интерес заблаговременно, не расходуя ресурсы на доведение до совершенства нежизнеспособного проекта. Поэтому, чем раньше будет получена обратная связь от ЦА, тем, соответственно, меньше затрат.

Создание MVP дает более надежный, а, значит, ценный результат, чем опросы, PoC и ранние релизы. Наблюдая реальное взаимодействие пользователей с продуктом, создатели уже на предварительных стадиях разработки получают достаточно внятные сигналы о потенциале и сроках окупаемости проекта.

Использование концепции MVP позволяет:

  1. проверить жизнестойкость идеи;
  2. обнаружить неочевидные на первый взгляд преимущества и недостатки продукта;
  3. сократить или вовсе исключить расходы на запуск бесперспективного проекта;
  4. расставить обоснованные приоритеты в распределении технических и финансовых ресурсов;
  5. провести внутреннее тестирование до основного релиза;
  6. получить первых подписчиков в базу пользователей;
  7. заявить рынку о продукте раньше конкурентов;
  8. обратить на себя внимание инвесторов, узнать возможности краудфандинга.

Концепцию MVP продукта можно сделать еще эффективнее, если объединить с методом A/B-тестирования, предлагая аудитории пробные версии с разным набором функций. Таким образом, разработчик получает достаточно полный и убедительный список опций, одобренных рынком, и тех, что не нашли поддержки у пользователей, чтобы учесть это при формировании основного технического задания.

Недостатки метода MVP

Проблемы, связанные с концепцией Minimal Viable Product носят чаще всего психологический характер. Основные — это поверхностное отношение и слишком сильное упрощение тестовой версии, продиктованные желанием максимально сократить бюджет и не расходовать напрасно время. 

Нередко, представленная в тестовой версии отличная идея, сопровождается не очень качественным UX — пользовательским интерфейсом. В результате клиенты не заинтересовываются продуктом, жизнеспособный проект может быть признан провальным.

Примеры MVP

В том, что разработка MVP имеет смысл, не приходится сомневаться. Это доказывают многочисленные примеры состоявшихся компаний, запускавшихся с минимумом возможностей.

  1. Spotify: стартовал как сервис с единственной функцией — потоковой передачей музыкальных файлов.
  2. Airbnb: изначально квартиры и номера для краткосрочной аренды сдавались просто по факсу.
  3. WhatsApp: первая версия мессенджера была телефонной книгой с интерактивным статусом абонентов, без функции обмена сообщениями.
  4. Uber: стартап появился на публике исключительно как приложение для связи водителей с пассажирами.
  5. Snapchat: был презентован, как утилита для передачи изображений и SMS, которые удалялись сразу после прочтения.

Многие удачные проекты начинали свой путь к капитализации в миллиарды с минимально жизнеспособного продукта — простой версии, на которой тестировался рынок, собиралась первая клиентская база, и завоевывалось доверие инвесторов.

Виды MVP

Вариаций и подходов к созданию MVP — множество, однако все они берут начало от нескольких базовых разновидностей.

Одна модель — одна функция

Самый популярный вариант — приложение, сайт, сервис, предлагающее одну-две опции. Обычно этого достаточно, чтобы проверить жизнеспособность идеи. Если ставка на исключительность базовых свойств товара или услуги не сработала и они не находят отклик, вкладываться в создание надстройки может быть нерентабельно. 

Разрозненный MVP

В этом случае product-команда пытается создать MVP на основе готовых решений, объединяя их для продвижения главной функции. Пример — сайт-одностраничник, собранный на конструкторе. 

WordPress или Tilda позволяют практически бесплатно тестировать различные гипотезы, параллельно собирая контакты заинтересованных пользователей, прогревая их посредством email-рассылки, тут же проверяя реакцию на изменения функциональных особенностей блоков и экранов.

Консьерж-MVP

Суть метода в личном прохождении пути пользователя командой, создающей продукт. Разработчики берут идею, затем последовательно, в ручном режиме пытаются обеспечить необходимый гипотетическому клиенту результат, совершенствуя сценарий по ходу прохождения.

Убедившись, что продукт востребован и люди готовы платить, можно переходить к разработке полноценной автоматизированной версии, и задумываться об улучшении и развитии его функциональных возможностей.

MVP Флинстоуна (Flintstones MVP)

Расшифровка MVP в этом случае, основана на аналогии с героем известного мультфильма, который передвигался на автомобиле, приводимом в действие исключительно силой ног. 

Так и здесь: внешне продукт выглядит как полноценный сервис, однако за картинкой ничего нет — функциональность отсутствует. Все действия по обслуживанию клиентов — прием заказов и отправка товара ведутся вручную, командой проекта. Если результат оправдывает ожидания, переходят к разработке.

Как создать MVP

Запуск минимально жизнеспособного продукта подчинен последовательному плану, каждый этап которого имеет доказанную практическую ценность для общего результата.

Подготовка команды

Перед началом работ будет нелишним зафиксировать свод внутренних тезисов и правил, убедиться, что каждый участник правильно их понимает. Также полезны регулярные собрания по ходу проекта, с целью сверки результатов и корректировки взаимодействия сотрудников.

Формулировка задачи

Согласовав текущие цели и убедившись в общем видении проекта, можно переходить к определению главной задачи. Чтобы создать MVP вашего сервиса, необходимо понять, какую потребность клиента закрывает продукт.

Чем точнее и подробнее будет продуман этот момент, тем эффективнее окажется итоговая модель продукта.

Сегментация ЦА 

Задача этапа: как можно точнее создать портрет потенциального пользователя. 

Анализ конкурентов

План мероприятий на этом шаге следующий:

  1. Определите основных игроков в своей нише, их слабые и сильные стороны относительно вашего предложения. 
  2. Узнайте, сколько рынка им принадлежит, поищите свидетельства рентабельности продаж, изучите их стратегию продвижения.
  3. Используйте любую информацию: от упоминаний в СМИ и white book до глубокой аналитики позиций в выдаче, динамики трафика, охватах и ГЕО.
  4. Установите личный контакт с конкурентами, сделайте у них заказ, проследите и зафиксируйте алгоритм обработки заявки.

Если создание MVP покажет потенциал идеи, собранные данные послужат базой при составлении технического задания на разработку полноценного продукта.

Ситуационный анализ

Описываем общее состояние проекта, через перечисление характеристик ключевых аспектов его бизнес-процессов, протекающих во внешней и внутренней среде.

Такой подход к планированию называют SWOT-анализом (strengths, weaknesses, opportunities, threats или сильные и слабые стороны, возможности, угрозы).

Цель этапа: выявить сильные и слабые качества продукта, а затем найти способы развить первые и свести к минимуму негативное влияние вторых.

Разработка пути пользователя

Customer Journey Map, CJM или карта пути пользователя — дистанция, которую проходит клиент от первого касания сайта до покупки. Чем проще и короче эта дорога, чем удобнее и дружелюбнее UX, тем выше конверсия.

Прокладывая CJM нужно встать на место клиента собственного сервиса и понять, какие элементы интерфейса помогают целевому действию, а какие, напротив, запутывают и уводят от покупки. 

Определение приоритетных функций

Независимо от сложности и масштаба необходимо составить полный перечень возможностей проекта. Но расшифровка MVP подразумевает приоритет одних функций над другими. Поэтому стоит сократить этот список до минимума, оставив лишь те инструменты, которые недвусмысленно характеризуют главную выгоду продукта.

Суть MVP  состоит в том, чтобы сосредоточить усилия на ключевых направлениях, а все второстепенные возможности добавлять постепенно, по мере получения обратной связи о реакции рынка.

Выбор стратегии разработки MVP

Определив и зафиксировав правила и параметры внедрения, можно переходить к практической части разработки. Есть несколько сценариев, по которым собирается MVP: Lean, GROWTH, Scrum, Kanban, Extreme Programming. 

Какой из них подойдет в конкретном случае, определяет возможности разработчиков и особенности проекта. При необходимости, указанные варианты дополняют и комбинируют.

Тесты

В первую очередь готовый MVP-продукт проходит внутреннее тестирование в среде команды проекта. Через короткий срок, как правило, несколько дней, если результат положительный, наступает время бета-теста, с привлечением внешней аудитории. 

Важно: эти люди должны быть прямо заинтересованы в продукте, что сделает обратную связь более точной, а значит, полезной.

Для максимального эффекта от концепции MVP последовательность действий — «добавление функции/альфа-тест/бета-тест/доработка» повторяют несколько раз, до совершенства.

Вывод

  1. Грамотно организованное и проведенное испытание минимально жизнеспособного продукта повышает вероятность получения положительного опыта. 
  2. Стратегия MVP помогает получить быстрый и качественный фидбек без особых вложений.
  3. Приоритет в тестовой версии стоит отдавать ценности продукта, и лишь потом думать об упрощении функциональности.
  4. Внешняя реакция на представленную функцию требует постоянного контроля и непрерывности доработок.
  5. Выбор ключевых функций и стратегии управления MVP имеют критическое значение.