Всем привет, это Adlook!
Голосовой поиск — как удобно! Заботливая Алиса найдет все, что нужно, и даже зачитает результаты вслух — но… Но только из того источника, который первым привлечет её внимание. И конечно, каждый издатель или предприниматель мечтает, чтобы алгоритмы выбрали именно его сайт. Сегодня поговорим о том, как оптимизировать контент, чтобы голосовому помощнику было проще его найти.
Небольшая справка: Первый голосовой помощник Siri от компании Apple вышел в 2011 году. Вскоре появились Google Voice Search (2012) и Amazon Alexa (2013). Полюбившаяся российским пользователям Алиса пришла в Яндекс в 2017 году, а два года спустя компания VK представила «Марусю».
Если кратко, то алгоритм такой:
● помощник обрабатывает человеческую речь и записывает ее в виде текста;
● анализирует полученный текст и выявляет запросы и команды («Алиса, привет! Подскажи какие достопримечательности обязательно нужно посетить в Санкт-Петербурге?»);
● подключается к внешним источникам данных – поисковым машинам – и ищет нужную информацию по выявленным запросам;
● полученную информацию преобразует в понятный для пользователя формат и озвучивает голосом.
Знаете ли вы? Алиса говорит голосом актрисы Татьяны Шитовой. Выбор на звезду дубляжа пал не случайно — именно ее голосом разговаривает смышленая операционная система «Саманта» в российской озвучке фильма «Она».
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте подумаем, в каких случаях люди обращаются к голосовым помощникам, и как они это делают. Во-первых, для этого чаще всего используют умные устройства (колонки, смартфоны и другие гаджеты). Во-вторых, текст голосового запроса обычно более развернутый, чем при вводе текста вручную. Вбивать в строку поиска длинную фразу банально лень, а произнести ее совсем несложно. А поскольку люди воспринимают ассистента почти как живого собеседника, к нему (а чаще — к ней) обращаются на разговорном языке. Например, если от руки вы напечатаете «яблочный пирог рецепт» или «где поесть рядом», то голосовой запрос будет звучать как-то вроде «Алиса, как испечь яблочный пирог?» или «Алиса, где можно поесть поблизости?».
Знаете ли вы? Алису учили разговаривать с людьми при помощи огромного корпуса текстов, в том числе — из соцсетей, поэтому за словом в карман она не полезет. Разработчикам пришлось потрудиться, чтобы бойкость девушки-бота не превратилась в дерзость и хамство.
Таким образом, чем чаще люди используют голосовой поиск, тем быстрее поисковые системы обучаются и точнее распознают длинные и разговорные запросы, предоставляя более релевантные результаты.
В обновлениях разработанных компанией Google алгоритмов обработки поисковых запросов внимание с отдельных ключевых слов смещается на пользовательское/поисковое намерение. То есть, важно, что именно пользователь хотел сказать. Это позволяет выдавать релевантные результаты на запросы, сформулированные как разговорные фразы.
Люди довольны удобствами использования голосовых помощников, а вот владельцам сайта придется постараться, чтобы начать получать трафик от Алисы. Но для этого совсем не обязательно полностью перестраивать стратегию SEO-оптимизации. Подробнее о том, что нужно делать расскажем ниже.
Начать стоит с чисто технических моментов. Дело в том, что у поисковых машин есть установка — сначала показывать тот контент, который лучше всего оптимизирован и адаптирован под пользователя.
Дело в том, что у поисковых машин есть установка — в приоритете находятся те страницы, которые элементарно более удобны для просмотра. А удобна ли страница, которая загружается по полминуты? Или такая, которая на смартфоне выглядит так же, как и на десктопе? Или может та, на которой рекламы больше, чем полезного контента, а при загрузке сайта грузятся бесячие всплывающие окна с почти незаметным крестиком для закрытия? Поисковики не получится обмануть, они опираются на статистику и метрики, которые отражают удобство использования сайта (среди них время нахождения на странице, показатели дочитываемости и досматриваемости и еще сотни параметров). По итогу в результатах поиска первыми будут те страницы:
● у которых есть мобильная версия (со смартфонов чаще всего просматривают результаты поиска);
● которые полностью загружаются менее чем за 2 секунды.
Поэтому первым делом советуем создать версию сайта для мобильных и планшетов, а также проверить скорость загрузки страниц. Если слишком долго — примите меры (например, сделайте изображения более «легкими»).
Ну а теперь поговорим непосредственно о SEO-оптимизации контента. Вот 5 практических советов, которые помогут сделать ваш сайт привлекательным для голосовых помощников.
Так вы привлечете на свой сайт пользователей, которые вводят подробные и конкретные запросы. Такие выражения содержат от трех слов и отражают поисковое намерение. Лучше добавить в них больше подробностей, которые более точно описывают ваш бизнес (не просто «Спа-салон», а «Спа-салон в Калининском районе Санкт-Петербурга»). Не забывайте про популярные среди пользователей вопросительные слова: «кто», «что», « когда», «где» и «как», особенно в подзаголовках H1-H6. Сразу после вопроса лучше дать лаконичный и понятный ответ, а если нужно — дать больше информации по теме чуть позже.
Чтобы узнать, какие запросы часто отправляют по тематике вашего сайта, используйте WordStat — бесплатный инструмент от Яндекса. Обращайте внимание и на разделы «Запросы, похожие на…» и «Что искали со словом …». А чтобы на одной странице поместилось как можно больше ключевых фраз с вопросами, создайте раздел FAQ.
Мы уже выяснили, что именно на нем отправляют большинство голосовых запросов. Дополнительный бонус — такие тексты чаще дочитывают. Не брезгуйте личными местоимениями («я», «мы», «ты/вы»), шутите (но знайте меру) и откажитесь от сложных терминов и формулировок. Но не в ущерб качеству текста — чем ценнее он для пользователя, тем привлекательнее выглядит и в глазах поисковика.
Такая оптимизация помогает поисковым роботам заметить местные компании. Оффлайн бизнесу без нее не обойтись, будь то строительный магазин или салон красоты. Если поступил запрос «Где купить цветы у станции метро Удельная?», возможно, кто-то собирается сегодня устроить сюрприз для близкого человека и хочет быстро найти магазин цветов поблизости. Воспользуйтесь этим моментом, чтобы превратить случайного прохожего в постоянного клиента вашего цветочного магазина.
Сниппеты — это фрагменты контента, которые отображаются в результатах поиска. Поисковая машина извлекает их со страницы, которая соответствует запросу. Они могут выглядеть как абзац, нумерованный или маркированный список и т. п. Если сниппет оптимизирован под запрос, то голосовой помощник с большой долей вероятности прочитает именно его.
Это в целом полезно для вашего сайта, и не только с точки зрения голосового поиска. Микроразметка — это тип структурированных данных, по сути, код который вы добавляете в HTML вашего сайта. Этот код помогает поисковикам добывать более подробные результаты. В микроразметку, как правило, входит ключевая информация о вашей компании или бизнесе (часы работы, адрес, контактная информация, отзывы и т.п.). Живые люди эту микроразметку не видят, а вот поисковые боты, наоборот, благодаря ей лучше понимают, про что ваш контент. Сайт занимает более высокое место в результатах поиска, и на страницу приходит больше пользователей. А чем выше позиция сайта, тем больше у него шансов попасть в результаты голосового поиска.
Начать стоит с инструментов от Яндекса.
● Для анализа ключевых слов используйте Yandex Wordstat Assistant. Этот бесплатный инструмент позволяет получить информацию о поисковых запросах пользователей. Можно выполнить поиск по устройствам (десктопы, мобильные, только телефоны или планшеты) и регионам (например, Москва и область), а также просмотреть графики с историей запросов. Не пренебрегайте операторами: восклицательный знак (например, купить !кофе) фиксирует форму слова, кавычки (например, “купить кофе") позволяют найти фразу без дополнительных слов, а фигурные скобки (например, [ ... ]) фиксируют порядок слов. Полный список операторы можно просмотреть на сайте Яндекса.
● Яндекс Метрика расскажет всё о посетителях вашего сайта. Инструмент поможет получить данные об источнике трафика, конверсиях, поисковых запросах, показателях вовлеченности (время, проведенное на сайте, процент отказов, глубина просмотра), типах устройств для просмотра, возрасте посетителей сайта и многое другое. Переоценить важность использования Яндекс Метрики сложно — она будет полезна всем, будь у вас лендинг или многостраничный корпоративный сайт.
Arsenkin Tools — еще один полезный инструмент для продвижения сайта. Для чего его можно использовать:
● Выгрузить топ-10 сайтов по выбранным запросам из ПС Яндекс и Google. Это позволит быстро подобрать конкурентов для анализа;
● Проверить ИКС сайтов по версии Яндекса;
● Проверить частотность запросов из WordStat;
● Проверить запросы на геозависимость, локализацию и коммерциализацию.
● Собрать поисковые подсказки в Яндекс, Google и YouTube.
Эти и многие другие функции доступны по подписке. Большинство инструментов можно опробовать на тарифе «Мини» за 110 руб/месяц.
Text.ru — сервис для проверки текстов на уникальность, орфографические и грамматические ошибки, а также для SEO-анализа. По совместительству является биржей копирайтинга, одной из крупнейших в России. На бирже можно заказать любые виды контента для сайта или повысить уникальность текстов.
Schema.org — семантическая разметка в HTML5, которая помогает поисковым системам лучше понимать контент страниц и предоставлять более точные результаты поиска. Используется для формирования сниппетов в выдаче Яндекса, Google и других поисковых систем. Например, в сниппет может быть включена информация о конкретном товаре, такая как стоимость, артикул, рейтинг на основании оценок пользователей и другие.
На Отзовик и Фламп можно прочитать реальные отзывы о компаниях, товарах или услугах. Это может пригодиться при анализе целевой аудитории — поиске болей, потребностей и возражений клиентов. Так вы получите больше идей для статей, поймете, что необходимо писать в текстах на сайте, и выделитесь среди конкурентов.
Заполните карточки с описанием компании в Google и Яндекс Картах, а также в 2ГИС и на Zoon. Голосовые ассистенты часто используют информацию из карточек компаний, и чем подробнее и точнее будет информация в карточке, тем выше вероятность, что ваш сайт будет рекомендован пользователю. Это особенно важно для офлайн-бизнеса, например, кафе, баров, ресторанов или магазинов.
За последнее десятилетие голосовой поиск превратился в одного из крупнейших игроков в мире SEO-оптимизации. Согласно исследованию Just AI рынок разговорного ИИ в России к 2025 году достигнет объема ₽41 млрд.
Поэтому нужно делать все возможное, чтобы попасть в этот важный сегмент. Это особенно важно для небольших офлайн бизнесов, которые стремятся привлечь новых клиентов через свой веб-сайт. Но даже если у вас некоммерческий сайт, который окупается за счет продажи рекламного инвентаря, не стоит пренебрегать вниманием Алисы и других голосовых помощников. Если вы следуете нашим рекомендациям, ваш сайт с высокой вероятностью будет замечен поисковыми роботами, и трафик от голосового поиска не заставит себя долго ждать. Но даже если голосовые помощники не сразу заметят вас, наши советы в любом случае помогут улучшить ваши SEO показатели.
Ну, а чтобы быть в курсе последних тенденций программатик-рекламы, заходите к нам в блог. Недавно мы обновили веб-сайт, где регулярно публикуем статьи, кейсы и другие полезные материалы для паблишеров, маркетологов и предпринимателей. Например, мы подготовили прогноз, в котором отметили 5 трендов развития программатик в 2024 году. Заходите и читайте — будет интересно 🙂
Это был Adlook! Мы, как всегда, на связи 🙂