Экология как часть корпоративной культуры. Экоинициативы в ICL Services

2018-09-24 12:22:36 1281

2017 год в России был объявлен годом экологии. Государство поставило в приоритет вопросы, связанные с экологией. Благодаря этому по всей стране стало появляться все больше экошкол, экоинициатив и экодобровольцев, а люди стали лучше разбираться в вопросах экологии и сохранения окружающей среды. То есть корпоративные экоактивности соответствуют экологической политике страны.

Бизнес — действительно эффективный инструмент в приобщении людей к экологичной жизни. Его влияние распространяется на самих сотрудников, их семьи, а затем на местное и даже глобальное сообщество.

На наш взгляд, в экомотивации бизнеса превалируют два мотива.

  1. Потенциальная экономия или прибыль после внедрения экостандартов (например, сбережение ресурсов на заводе, фабрике и т.д.). В этом случае «экозадачи» = «бизнес-задачи», и компания вкладывается в них.
  2. Решение проблем без прямой экономической выгоды: или потому, что «Земля — наш дом», или в PR-целях. Так чаще бывает с непроизводственными компаниями: аудиторскими, юридическими, ИТ и т.д. Как правило, ресурсы на экозадачи ограничены по объективным причинам: их приходится изыскивать.

Наша ИТ-сервисная компания ICL Services принадлежит ко второму типу. Но мы развиваем обширную программу в области корпоративной социальной ответственности, включая экологию, и на своем опыте убедились:

  • Для развития экоинициатив не нужны крупные вложения или материальная мотивация;
  • Главное в организации внутренних экоинициатив — привлечь внимание сотрудников к проблеме, заинтересовать их и поддержать их действия;
  • Чтобы поддерживать постоянную экоактивность, достаточно экоактивистов из числа сотрудников.

Как зародилось наше экодвижение

Сейчас у нас действует команда «зеленых» активистов: 20+ постоянных участников и до 150 волонтеров, которые подключаются к интересным для них акциям. А начиналось всё 5 лет назад с двух сотрудников, которые обратились к руководству компании с предложениями:

  • организовать для коллег активный отдых — велопробег с очисткой пригородных озер от мусора и пикником;
  • поставить в офисах урны для использованных батареек, чтобы потом вывозить их на утилизацию.

Оба предложения в компании поддержали: объявили об инициативах по «официальным» каналам, помогли с организацией. Другие неравнодушные сотрудники, заметив поддержку, тоже стали предлагать идеи: озеленения, сбора макулатуры, одежды, пластиковых бутылок и т.д. Так и сложилось ядро экоактивистов — ребят, которых вдохновляет забота об экологии, благотворительность и спорт. Команда растет благодаря «сарафанному радио»: после некоторых мероприятий к ней присоединяются новые коллеги. А раз состав обновляется, то количество и разнообразие экоинициатив растет.

Проще — лучше, или как мы поддерживаем и развиваем наше «зеленое» движение

Тайм-менеджмент учит: если ты прокрастинируешь выполнение задачи — разберись, что тебе в ней неприятно. Когда устранишь препятствие, взяться за нее будет легко. Мы применили этот же подход в организации экоактивностей. Сотрудники с радостью включаются в них, потому что компания делает участие простым, например:

  • закупает и привозит деревья и инструменты для озеленительных акций;
  • ставить боксы для сбора макулатуры и батареек прямо в офисах;
  • предоставляет транспорт при выезде за город и так далее.

Инициатор экомероприятия может переложить самые громоздкие оргвопросы на плечи ивент-менеджеров HR и сотрудников административной службы. А участникам достаточно вовремя быть на месте события.


«Здесь будет город-сад»

Вот что мы сделали за 2018 год:

  • Разработали и провели серию тренингов «Экологичная жизнь», где рассказали коллегам о правилах и преимуществах сортировки отходов и показали, как легко и быстро начать сортировку в обычной жизни.
  • Озеленили территорию в Усадах — поселке, где расположен новый офис нашей компании. Акция по озеленению стала уж традиционной (как правило, мы каждый раз выбираем для посадки новые территории). Но в этом году мы впервые попробовали «малые формы» — многолетние кустарники вместо деревьев. Это более гибкий в реализации вариант, хотя и не менее полезный для местных жителей.
  • Присоединились к всероссийской акции «На работу на велосипеде». В этот день 50+ сотрудников отказались от поездки на работу на личном автомобиле и приехали на велосипедах.
  • Организовали для 70+ коллег велопробег на 85 километров с «зеленой» экскурсией в Казанскую Обсерваторию. Компания обеспечила коммуникации и оплатила входные билеты. А еще мы показали, что даже дальние поездки не обязательно совершать на автомобиле.
  • Разработали и запустили мобильное приложение на платформе android для внутрикорпоративного car sharing. Оно помогает сотрудникам, которые живут поблизости, подвозить друг друга на работу и домой. Подвез коллегу — уменьшил количество автомобилей на дороге: и для экологии хорошо, и для сотрудников экономия на бензине.

Экология — не единственное направление наших социально-ориентированных активностей. Так, мы организовали регулярный «День донора» — несколько десятков коллег регулярно совместно выезжают сдавать кровь и плазму в Центре крови РТ. Также мы организовали сбор канцтоваров для школьников-детдомовцев, провели благотворительную ярмарку в пользу приюта для животных и т.д. Тем не менее, следует отметить, что именно экологические акции собирают максимум участников, включая семьи наших сотрудников.


На работу — на велосипеде

«Зеленый» офис

На выездные активности время есть не у всех. Поэтому по инициативе сотрудников в офисах компании появились контейнеры для макулатуры, пластика и ненужной одежды. Они легкодоступны, так что активности по экоутилизации стали у нас самыми массовыми — 200+ участников ежемесячно.

  • Батарейки мы собираем с 2014 года. Попав на свалку, они загрязнили бы землю, воду и воздух токсичными веществами. А из урн в офисе экоактивисты вывозят их на безопасную утилизацию. Некоторые коллеги так прониклись этой акцией, что даже приносят батарейки от родственников и друзей, чтобы те не выбросили их с бытовым мусором! За первое полугодие 2018 мы вывезли более 100 кг батареек.
  • ПЭТ-бутылки из специальных контейнеров вывозит на переработку наша административная служба. Это яркий пример, когда экоинициативу поддерживают внутренние службы компании.
  • Летом-2017 экоактивисты установили контейнеры и для ненужной одежды. Вещи в хорошем состоянии мы отправляем на экомаркеты или развозим по приютам. Сильно поношенное отвозим на утилизацию: перерабатывать вещи экологичнее, чем делать новую одежду из сырья.
  • Также летом-2018 мы впервые провели в офисах акции по сбору макулатуры и одежды, а вырученные средства направили на благотворительность.
  • В планах до конца года установить на территории офиса контейнеры для раздельного сбора мусора.

Очень важно, чтобы экоинициативы входили в практику как можно большего числа компаний и местных жителей. Для того, чтобы в той или иной локации появились точки переработки мусора, одежды, батареек и т.д., нужна критическая масса людей, готовых воспользоваться ими. Одной компании, даже крупной, не под силу сформировать ее в одиночку. Другое дело, если примерно в одно и то же время экоактивности запустят сразу несколько бизнесов.

Промежуточный итог: затраты и результаты

На данный момент ICL Services инвестирует в экоактивности:

  • 2–4 часа рабочего времени 1–4 сотрудников HR и административной службы еженедельно (на оргподдержку экоивентов);
  • 1 час рабочего времени 8–10 постоянных членов «зеленой» команды еженедельно (на отчетно–плановую встречу, мониторинг активностей в городе и организацию мероприятий);
  • поощрение экоактивистов — ежегодные награждения лучших волонтеров и эко-активистов компании, отличительный знак на внутрикорпоративном портале, регулярные тимбилдинги внутри группы единомышленников. Важный момент: речь не идет о доплатах или материальном поощрении. Компания в данном случае не требует от экоактивистов решать коммерческие-задачи, а скорее становится рядом с ними, чтобы сообща делать мир лучше;
  • незначительные средства — по необходимости (закупка урн для батареек, трансфер к месту посадки деревьев на корпоративном микроавтобусе и т.д.).

Результаты — это:

  • объединяющий эффект. Совместная помощь миру — мощный командообразующий фактор для всей компании. А для самих активистов это нематериальный мотиватор. Кстати, многие из них — ключевые специалисты: опытные инженеры, тимлиды, менеджеры по продажам и даже руководители отделов;
  • развитие корпоративной культуры. Благодаря эко-активностям сотрудники больше общаются друг с другом, знакомятся с коллегами из других подразделений и принимают участие в большем количестве мероприятий компании;
  • билет в клуб «экокомпаний». На рынке труда всё больше представителей поколения Y, и на подходе Z. Многие из них при прочих равных условиях предпочитают пойти на работу в «зеленую» компанию.

Мы поддерживаем эко- и благотворительные инициативы потому, что считаем: формирование национального экологичного мышления и образа жизни начинается с малого — с примера отдельных людей и компаний, как мы. Нам нравится видеть, как мир становится добрее, зеленее и чище. Мы подаем хороший пример другим, а это заряжает и мотивирует окружающих на новые подвиги и инициативы.