Тестирование юзабилити сайта

2010-07-05 23:46:24 2641

Что такое «юзабилити»? Это качество, легкость и удобство сайта для пользователей, т.е. для клиентов компании. По сути, это основные параметры веб-ресурса, о которых заказчики должны помнить постоянно. Особенно при создании сайта или при его подготовке к поисковому продвижению. Об этом сегодня и поговорим.

Разные точки зрения
Иногда бывает так, что заказчик считает текущую структуру сайта и удобство расположения различных сервисов максимально легкими и удобными не только для него лично, но и для всех возможных посетителей сайта. В реальности же пользователи-клиенты думают совсем по-другому. В итоге в проигрыше оказывается, конечно же, владелец сайта. Для того, чтобы устранить подобные недоразумения, и существует тестирование юзабилити сайта, которое призвано выявить возможные ошибки или отклонения при проектировании и создании веб-ресурса.
Само по себе понятие «юзабилити» состоит из нескольких параметров:
1)Удобство
Определяет степень легкости, с которой пользователи выполняют основные действия на сайте в момент первого «знакомства».
2)Результативность
Отвечает на два вопроса: «Как быстро и эффективно посетители могут работать на сайте после первичного ознакомления?» и «Сколько ошибок допускает пользователь и насколько эти ошибки критичны?»
3)Запоминаемость
Насколько легко пользователь вспомнит свои навыки в последующие посещения сайта.
4)Общее впечатление
Под этой величиной подразумевается общее отношение к веб-ресурсу и то, насколько приятно посетителю пользоваться интерфейсом сайта.
Собственно, тестирование юзабилити сайта служит для изучения и измерения перечисленных параметров. Оно позволяет выявить с высокой точностью проблемы при работе пользователей на сайте, а также их личное отношение к продукту.

Технологии тестирования
Существует три способа тестирования юзабилити сайта:
1)Стационарное
В этом случае исследования проводятся в тест-лаборатории или в специально оборудованном для этих целей офисе, куда приглашается целевая аудитория и где установлено профессиональное оборудование (для отслеживания всех параметров, включая движения рук, ног и глаз). Данное тестирование является самым объективным и эффективным из всех существующих на сегодняшний день.
2)Мобильное
Тестирование сайта проводится на территории заказчика с помощью специального программного обеспечения и переносного оборудования.
3)Онлайн-тестирование
Пользователь, работая с сайтом, находится дома или на работе. За его действиями следит модератор, отслеживая все реакции с помощью специального оборудования и общаясь с пользователем по телефону. Обычно этот метод применяется в случаях, когда целевая аудитория находится в другом городе или в другой стране.

Необходимые этапы
Объективный результат от проведенного исследования зависит от трех обстоятельств:
1)Точная целевая аудитория
Если для тестирования юзабилити вы подберете респондентов (участников тестирования), которые не являются типичными посетителями вашего сайта, то и результаты будут соответствующими. Думаю, здесь все понятно без пояснений. Все люди разные. У всех разные социальные характеристики, разные навыки и разный опыт. Вам нужны только ваши пользователи. И никто другой.
2)Выполнение типичных и распространенных действий на сайте
Изначально разработайте несколько типичных задач, которые нужно будет сделать пользователю на сайте. Естественно, учитывайте при этом специфику деятельности вашей компании, структуру сайта и желаемые действия респондента на пути «пользователь вашего сайта – ваш клиент».
3)Четкое отслеживание реакции пользователей на каждом этапе
В среднем, для полноценного тестирования требуется провести работу с 7-10 респондентами. Но! Проводить тестирование надо с каждым пользователем по отдельности, а не со всеми вместе. Немаловажный момент – пусть каждый из пользователей сам, без посторонней помощи, будет решать возникшие ситуации и проблемы. От этого зависит «чистота» исследования и то, какие результаты вы получите в итоге. Также хочу заметить, что информацию о ходе тестирования, о реакциях и действиях респондентов и даже об их высказываниях следует постоянно фиксировать. Для этого существует специальное оборудование и программное обеспечение (например, видеокамеры и ай-трекинговые технологии для отслеживания движений глаз). Ну а в конце тестирования немаловажное значение приобретает обработка всех полученных данных и их правильная «расшифровка».

Как это бывает
Рассмотрим, как происходит тестирование юзабилити сайта на примере стационарного исследования.
Подходящий представитель целевой аудитории сайта размещается в одной комнате, модератор (ведущий) – в другой. Эти комнаты могут соединяться между собой односторонним зеркалом, а могут и не соединяться. Во втором случае используются веб-камеры. Для общения используется громкая связь или другие средства связи. В обеих комнатах находится специальная аппаратура, которая позволяет отслеживать:
- речь модератора и пользователя
- действия пользователя на клавиатуре, с помощью мышки, на мониторе
- мимические реакции на лице пользователя.
Сам процесс занимает обычно около 40 минут. Во время него модератор просит пользователя выполнить определенные, заранее оговоренные с владельцем сайта задачи. Оборудование, установленное в другой комнате, записывает действия и реакции респондента. Естественно, что все они должны быть по времени синхронизированы для полноценного дальнейшего рассмотрения. В случае, если это необходимо, то по итогам тестирования делаются выводы о дальнейшей доработке сайта.

Бывают ситуации, когда посетитель заходит на сайт и, не найдя ответы на свои вопросы, ощущает острое желание быстрей покинуть его. Чаще всего пользователь, запутавшись в непонятной структуре и навигации, оперативно переходит на другой веб-ресурс. Сегодня в Интернете находится огромное количество всевозможных порталов по разным направлениям, поэтому легкий и удобный сайт для пользователя – условие для успешного развития и процветания бизнеса владельца сайта.

Олег Павлов
ведущий блога "Тайны создания и продвижения сайтов в Интернете" и консультант по поисковому продвижению Студии веб-дизайна КЛИЕНТЫ.РУ