К финансовому кризису на Кипре применимы эпитеты: и долговой, и бюджетный, и экономический, но их смысл один и весьма печальный: паралич банковской системы, преддефолтное состояние экономики, социальная напряженность и туманные перспективы в будущем. Причём, показательным аспектом в этой ситуации является то, что у её «истоков» стояли именно кипрские банки, которые не смогли справиться с проблемами, возникшими у Кипра в результате финансовой «стрижки» долгов в Греции.
Непринятие своевременных и действенных мер ускорило наступление кризиса. 15 марта текущего года двери банков на Кипре оказались закрытыми, счета заблокированными, у банкоматов скопились очереди испуганных клиентов, над всеми нависла угроза введения налога на счета вкладчиков и «замораживания» депозитов. Местные СМИ полнились противоречивыми слухами и оценками сложившейся ситуации.
Можно и дальше излагать хронологию этих неприятных событий, но остановимся лишь на том, что 25 марта Еврогруппа подтвердила выделение Кипру финансовой помощи, хоть и сокращенной до 10 млрд. Евро.
Среди прочих были приняты и другие решения, важные как для Кипра, так и для устранения проблем, сопряжённых с «системным риском» для всей еврозоны. Была начата программа по реструктуризации финансового сектора, усилия которой на первом этапе были сосредоточены на двух основных банках.
Банк Laiki разделён на «плохой» и «хороший» и ликвидирован. Из-под удара таким образом выводился Банк Кипра, куда директивно переводятся все депозиты на суммы ниже 100-тысячного порога из банка Laiki.
Но это также означало, «Bank of Cyprus» принимает на себя задолженность по экстренному предоставлению ликвидности «Laiki Bank» в 9 млрд. Евро. Руководство страны не может не понимать, что это «бомба замедленного действия», заложенная под Банк Кипра и его, как старых, так и «новых» вкладчиков, и нужно принимать продуманные и эффективные меры, чтобы она не сработала.
Под защитой оказываются все депозиты на сумму менее 100 тыс. Евро. В настоящее время 37,5% незастрахованных депозитов размещённых в Банке Кипра, конвертированы в акции, дающие право голоса и получение дивидентов. При этом дополнительные 22,5% депозитов «заморожены». Их размораживание будет зависеть от условий, складывающихся в будущем.
Также следует отметить повышение корпоративного налога с 10 до 12,5%.
В результате Кипр перестал позиционироваться в глазах мирового бизнес-сообщества как международный финансовый центр и надёжный деловой партнёр. Многие задумались: куда дальше «держать путь» и перенаправить финансовые потоки, в каких «тихих гаванях» хранить свои активы.
Ситуация складывается весьма неоднозначно. И США, и Великобритания находятся в поиске способов пополнить казну, т. к. их экономики не способны в полной мере обеспечивать социальные выплаты и растущие военные бюджеты. Премьер-министр Великобритании лично обратился к лидерам стран, территории которых широко используются как «налоговые гавани», призывая их активнее содействовать в борьбе с уклонением от уплаты налогов, при этом и G8, и ЕС усиливают борьбу со всевозможными уклонистами. Конфиденциальность информации, хранимой, например, банками Швейцарии и Сингапура, поставлена под сомнение. Исполнительный директор и другие высокопоставленные менеджеры Apple давали показание на слушаниях в Сенате Конгресса США, комиссия по расследованиям которого уличила корпорацию в уклонении от налогов. Google также стала компанией, которую в настоящее время обвиняют в минимизации налоговых выплат, в частности в Великобритании. После расследований, направленных против этих двух корпораций-гигантов, существует высокая вероятность того, что аналогичные меры будут предприняты в отношении других, в т. ч. не таких крупных компаний. ЕС также будет настаивать на введении положений законодательства, позволяющих отказывать в открытии банковских счетов, если существуют веские подозрения в отмывании денег, уклонении от налогов, нечестной налоговой конкуренции и др. финансовых преступлений.
Все эти последние события говорят о том, что перед Кипром появилась хоть и не скорая, но всё же потенциальная перспектива исправить свой подпорченный деловой имидж и вернуть былую репутацию как международного финансового центра. Специалисты прекрасно понимают, что Кипр – это не оффшор, а низконалоговая юрисдикция, имеющая договора об избежании двойного налогообложения с более, чем 40 странами, низкой стоимостью регистрации и дальнейшим квалифицированным обслуживанием юридических лиц. Они, по-прежнему, видят, что в вопросах, касающихся размещения корпоративных структур и регистрации компаний, Кипр неизменно остаётся лидером, предоставляя более лояльное налоговое законодательство, и по соотношению затрат и налоговой выгоды конкурентов в странах ЕС практически не имеет.
Немаловажным фактом является и то, что Кипр -полноправный член ЕС с 2004 г. Несмотря на то, что налог на прибыль вырос с 10 до 12,5%, он всё равно остался одним из самых низких в Европе, при этом сама система налогообложения достаточна проста и понятна. Кипрские консалтинговые компании, по-прежнему, предоставляют первоклассный юридический и бухгалтерский сервис, услуги аудита, налогового планирования и управления счетами. После того, как несколько поутихли страсти в связи с разразившимся кризисом, многие вернулись к мысли о том, что прямого аналога Кипру как юрисдикции не существует. В континентальной Европе условия налогообложения холдингов, а также правила работы в целом намного жёстче.
Небольшое увеличение ставки корпоративного налога для большинства международных компаний на Кипре, построенных по принципу холдинговых или финансовых групп, не повлияет в значительной степени на их налоговые обязательства, так как этим налогом облагается доход, полученный от торговой деятельности.
По оценке экспертов, обслуживание компаний в альтернативных европейских юрисдикциях, будет обходиться значительно дороже, включая такие статьи затрат как расходы на персонал, секретарское обслуживание, услуги Номинального Директора.
Среди наиболее популярных юрисдикций, рассматриваемых в качестве альтернативы Кипру, находятся: Ирландия, Великобритания, Латвия, Нидерланды, Люксембург, Швейцария.
Тем не менее, после анализа применения данных юрисдикций в целях налогового планирования и расчёта финансовых затрат на их содержание, можно ожидать, что Кипр останется наиболее оптимальным вариантом для дальнейшего привлечения инвесторов за счет льгот своей налоговой системы, таких как:
- отсутствие налога у источника с платежей нерезидентам (дивиденды, процентный доход и роялти);
- освобождение дивидендного дохода от корпоративного налога;
- отсутствие налога на прирост капитала, от продажи ценных бумаг;
- эффективная налоговая ставка на доход от роялти в размере 2,5%.
Наиболее популярными «налоговыми гаванями» до сих пор считались Бермудские острова, Багамские острова, Каймановы острова, Нидерландские Антильские острова, Панама, Белиз, Сейшельские острова и др., но вовсе не факт, что они и далее будут оставаться таковыми. Особенно в свете последних событий и мер, принимаемых руководством различных стран.
http://www.eltoma-offshore.com/news/kiprskij-krizis-ot-nachala-no-ne-do-konca/