В 2013-2014 гг. Минпромторг совместно с коммуникационной группой Media Arts реализовал амбициозный проект - создал национальный «Знак качества», который должен был использоваться для обозначения высококачественных российских товаров по примеру аналогичного советского знака. Спустя год после завершения конкурса по выбору графического символа проекта он так и не появился на отечественных товарах. Как родился проект и дойдет ли Знак когда-нибудь до полок магазинов, разбирался Sostav.ru.

Проект по выбору «Знака качества» для российских товаров был запущен осенью 2013 года. Чиновники таким образом решили стимулировать развитие промышленности в нашей стране, которая уже продолжительное время демонстрирует весьма неутешительную динамику. Минпромторг объявил всероссийский конкурс, за организацию которого отвечал Центр современного искусства «Винзавод», а за выбор работ – Экспертный совет, в который входили многие известные профессиональному сообществу лица (Петр Банков, Эркен Кагаров, Сергей Серов и другие).

На конкурс было прислано более 500 работ, из которых эксперты выделили десятку лучших. В ней значились проекты как малоизвестных авторов, так и маститых специалистов – Дениса Золотарева, Леонида Фейгина, Дмитрий Мордвинцева. Большинство работ так или иначе обыгрывали пятиконечный символ 1967 года, автором которого является Валерий Акопов.

После этого было проведено голосование на двух площадках: народное в Livejournal и экспертное на Sostav.ru. Наши читатели, несмотря на анонимность представленных работ, безошибочно выбрали знак известного специалиста Леонида Фейгина под названием «Медведь». Однако Минпромторг во главе с министром Денисом Мантуровым выбрал пятиконечный знак с буквой «К» внутри от Дмитрия Мордвинцева, соратника Валерия Акопова по студии «Акопов Дизайн».

 

 

 

Фото РИА Новости

 

Эксперты оценили выбор жюри неоднозначно; некоторые назвали знак неудачным, а некоторые отмечали, что символ решает рыночную задачу. Но не к дизайну были самые большие претензии: профессионалы уже год назад начали задаваться вопросом, как дальше будет развиваться столь масштабный проект.

Выяснилось, что сейчас проект российского "Знака качества", о котором так много говорили год назад СМИ и профессионалы, вовсе не "умер" и находится в активной фазе работы. Правда, проект этот по своей концепции уже совершенно не походит на тот, что был анонсирован год назад.

 

На старте проекта представители Минпромторга заявляли, что:

- Управлять маркой качества будет оператор, созданный совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами. Таким оператором станет автономная некоммерческая организация;

- Чтобы получить Знак, производители должны будут подтвердить соответствие своей продукции определенным критериям;

- Подобная система не будет подменять уже действующую систему национальной стандартизации;

- Государство выделит средства на продвижение проекта, а оплачивать работу экспертов и лабораторий будут сами производители.

 

В результате получилось не совсем то, что планировалось:

Этой весной действительно был создан оператор, который в скором времени должен начать выдавать Знаки качества. Организация, учредителем которого выступило Правительство РФ, получила название автономная некоммерческая организация «Российская система качества» (Роскачество). В сферу её функций входит исследование качества продукции и ее добровольная сертификация, по результатам которой будет присваиваться Знак качества.

 

Логотип с сайта Роскачества

 

Процедура сертификации проходит следующим образом: компания-соискатель подает заявку в Роскачество, которая далее проводит закупки товаров данного производителя в розничных точках по всей России. Проверка качества продукции осуществляется в аккредитованных при Российской системе качества лабораториях.

Там происходит шифрование образцов - лишение товаров любой информации о бренде для большей объективности. На этом этапе происходит первое несоответствие с изначальной концепцией: оплата всех затрат по проверке товаров ложится на плечи государства, а не производителя. Таким образом, инструмент, призванный служить маркетинговым подспорьем для частных компаний, оплачивается из кармана налогоплатильщиков. Хотя планировалось, что заинтересованные в проекте компании сами будут платить за собственное лицензирование.

По итогам веерных исследований производителям лучших отечественных товаров предложат пройти добровольную сертификацию на получение российского Знака качества, который будет присуждаться продукции, соответствующей стандартам Роскачества (стандарты находятся на верхней границе или даже выше ГОСТов) и требованиям по уровню локализации.

Право маркировать продукцию Знаком качества производителям будет выдаваться сроком на 2-3 года. При этом, Знак будет присваиваться конкретному продукту, а не компании, которая его создала.

 

 

«Знак качества» - это дополнительное повышенное качество, дополнительные свойства товаров, которыми должна обладать российская продукция для того, чтобы быть конкурентоспособной и стараться во многом выигрывать у наших зарубежных коллег». Денис Мантуров, министр промышленности и торговли РФ.

Пока Знак качества не появился ни у одного отечественного производителя. Однако, как сообщили Sostav.ru в Роскачестве, сейчас проходит ряд проверок товаров, которые будут продолжаться до конца года. Конкретный перечень исследуемых товаров уточнить не удалось; в Роскачестве сообщили, что по регламенту веерных испытаний организация исследует всю категорию товаров (в среднем 50 образцов), которые продаются в торговых точках во всех регионах России.

Ранее газета "Коммерсант" сообщала, что планы у Роскачества масштабные - к 2020 году 20% продаваемых в России брендов будут иметь национальный знак качества, следует из стратегии организации. "Мировая практика показывает, что появление национального знака качества на упаковке увеличивает продажи от 20% до 60%", - уверен руководитель организации Максим Протасов. Рынок брендинговых услуг по-прежнему весьма скептически оценивает перспективы данного проекта.

 

Екатерина Лаврова, PR-директор брендингового агентства Depot WPF

Знак качества может стать для потребительских брендов очередной «медалью», которую, по аналогии с «Брендом года Effie» и «Народной маркой», можно будет напечатать на упаковке продукта. Польза такой медальки для бизнесов будет прямо пропорциональна медийности знака и Роскачества в целом. Сама по себе буква “К” в пятиугольнике внимание потребителей не привлечет и основанием для доверия не станет.

Но если будет развернута массированная кампания по её продвижению в центральных СМИ и среднестатистический потребитель будет знать об этом значке и его ценности, помнить, как он выглядит, то в некоторых категориях товаров это может стать дополнительным аргументом в пользу продукта. Помимо медийного продвижения, системе контроля важно поддерживать высокий статус и ни под какими предлогами не маркировать сомнительную продукцию. Стоит всего раз “промахнуться” и нарваться на скандал - и вернуть доверие будет сложно.

 

Будет ли оказываться дальнейшая медийная поддержка проекту - сказать сложно: представители Минпромторга комментировать свои дальнейшие планы по Знаку качества отказались. В Роскачестве не смогли даже уточнить, когда первый Знак найдет своего обладателя - в этом, следующем году или в более отдаленной перспективе. Нет и списка компаний, которые участвуют в проекте.

Пока можно говорить только о промежуточных итогах проекта, и они неутешительны. Проект явно затянулся: за период с 2013 по 2015 год ни один Знак качества так и не нашел своего обладателя. Проект является нагрузкой для бюджета, из которого не только оплачивались коммуникационные услуги агентства, конкурс по выбору Знака, но и работа Роскачества, а также анализ тестируемой продукции. Ну а плюсы от реализации проекта продолжает оставаться весьма условными.