Mars Inc. не только одна из крупнейших продовольственных компаний в мире, но и одна из самых закрытых для посторонних глаз. До сих пор она остаётся семейным бизнесом, во главе которого находятся члены семьи Марс. Сегодня из скупого пресс-релиза стало известно, что в возрасте 84 лет умер один из совладельцев компании Форрест Эдвард Марс-мл. К этой печальной дате мы решили напомнить, что такое семья Марс и как она создавала свою "сладкую" империю.

Компания Mars вот уже более ста лет остается столпом американского и мирового бизнеса. Хотя ее доходы исчисляются десятками миллиардов долларов в год, а портфель содержит десятки известнейших брендов, вокруг каждого из которых можно было бы построить отдельный бизнес (это кондитерские изделия, продукты питания, корма для животных, жевательная резинка - огромные категории, в которых Mars занимает лидирующие позиции), компания продолжает оставаться семейным бизнесом.

Удивительное дело, но компания с таким оборотом и влиянием сохранила традиции, заданные ее основателем Фрэнком Марсом и его не менее легендарным сыном Форрестом-ст. Компания остается непубличной, ее акционерами являются три внука основателя, состояние каждого из которых, согласно оценке Forbes, превышает $10 млрд. Самым старшим из них был скончавшийся Форрест Эдвард-мл. (84 лет), далее - его младший брат Джон (80 лет) и сестра Жаклин (75 лет).

Члены семьи Марс - люди непубличные, несмотря на огромные состояния и статус бизнес-империи Mars. Тайной является не только их личная жизнь, но и работа: по слухам известно, что Джон и Эдвард некоторое время назад отошли от непосредственного руководства компанией, но на самом деле даже эксперты не представляют себе степень их вовлечености в дела компании. Лишь изредка мелькают отрывочные сведения, по которым можно судить о размахе филантропической деятельности семьи и ее влиянии на политиков в США.

 

История компании началась в 1883 году, когда в крошечном городке Поуп (Миннесота) на свет появился будущий основатель бизнес-империи Франклин Клеренс Марс. Родители Фрэнка (под таким именем он вошел в историю) жили бедно, да к тому же мальчик болел страшным недугом - у него диагностировали полиомиелит, из-за чего он не мог нормально передвигаться. Костыли закрыли ему дорогу в школу, но он нашел себя на другом поприще.

 

Фрэнк Марс с матерью Эльвой

 

Дело в том, что бедность вынудила его с младых ногтей помогать матери, которая в домашних условиях готовила сладости на продажу. Работа на кухне заложила в него основу тех знаний, которые в дальнейшем помогли ему открыть собственное дело. 

Он женился на школьной учительнице Этель Киссак, которая в дальнейшем стала его надежным бизнес-партнером. К концу первого десятилетия XX в. Фрэнк неплохо продвинулся по карьерной лестнице, купил дом, отложил немного денег. Ему не хватало только одного: он мечтал о своем бизнесе, и к 28 годам он вновь решается его открыть. С этого момента в 1911 г. и ведет свой отсчет компания Mars.

Супруги Марс открыли магазин по продаже сладостей прямо в своем недавно купленном доме. Вся торговля шла через окно кухни. Продажи шли бойко и вскоре супруги основали компанию под названием Mar-O-Bar. Этот бизнес, в отличие от первых трех попыток Фрэнка, не провалился, и его мечта о собственном деле наконец сбылась.

 

Фрэнк Марс и Этель Киссак

 

Уже к концу десятилетия компания разрослась до таких размеров, что Марс открывает фабрику со штатом в 125 человек в пригороде Чикаго. К этому моменту бизнес приносит ему свыше $100000 в год - вполне крупный бизнес по тем временам. Впереди были 20-е - время Великой Депресии, когда разорялись крупнейшие компании, но находчивость Фрэнка вывела его из этой страшной эпохи победителем.

В то время основой продукции компании Марса и всех его конкурентов были конфеты с разнообразной начинкой. Идея, которая вывела Фрэнка в лидеры, пришла к нему совершенно случайно. Однажды он направился вместе с сыном - Форрестом - в магазин за конфетами. В то время шоколад продавался только на развес, это было неудобно - клиенты пачкались, липкий шоколад было нелегко отмыть.

 

Первая фабрика Фрэнка Марса

 

Именно в тот момент Фрэнку пришла идея заворачивать шоколадки в фольгу. Концепция показалась ему перспективной, после разговора с женой он пришел к выводу, что стоит попробовать. Запущенный в таком формате батончик Milky Way стал хитом в считанные дни. Уже к 1925 году Milky Way будет признанным лидером на рынке кондитерских изделий США.

Этому помогало и то, что шоколадка в разгар Депрессии продавалась всего по 5 центов, так что позволить лакомство в непростые времена могли себе даже самые бедные слои. В то время, как остальные производители разорялись, компания Фрэнка стремительно богатела и развивалась.

 

Упаковка Milky Way времен Великой Депрессии

 

К 1924 г. годовой оборот компании Фрэнка Марса достиг $700000, а в 1926 г. компания меняет название сначала на Mars Candies, а затем на Mars Incorporated. К 1929 году в окрестностях Чикаго открывается производственный хаб Mars Inc., который работает до сих пор. Там было налажено производство батончиков под брендом Snickers, которые появились в 1923 г. и были названы в честь любимой лошади семьи Марс. Кстати, и у Milky Way также "лошадиная" история происхождения - так называлась семейная ферма по разведению скакунов.

В начале 30-х на бизнес-арене появляется еще один предпринимательский гений по фамилии Марс. Это сын Фрэнка Форрест, тот самый мальчик, который натолкнул его на идею создания Milky Way. К этом моменту Форрест закончил Йельский университет, уехал в Великобританию и открыл там собственное дело по производству шоколадных конфет.

Он не хотел работать в компании отца, с которым у него были весьма натянутые отношения, которые по одной из версий усугубились после развода Фрэнка и Этель. Тем не менее, Форрест запускал свой бизнес в Великобритании на деньги отца, и даже получил право выпускать батончики Milky Way за пределами США. В дальнейшем он существенно расширил линейку, в частности запустил бренды Mars и M&M's.

 

Отец и сын: Фрэнк (слева) и Форрест Марсы?

 

В 1932 году Форрест приобретает помещение под фабрику в городке Слоу. Наняв нескольких сотрудников, он начинает производство. Первые шаги в производстве шоколадных батончиков давались молодому Марсу нелегко. Ему даже пришлось отказаться от идеи разрабатывать на первых порах собственную продукцию - вместо этого он сотрудничал с компанией Cadbury.

В дальнейшем, получив положение на рынке, он не только развил кондитерский бизнес, но и пришел в другие ниши. В отличие и отца, Форреста увлекали не только кондитерские изделия, поэтому в ассортименте компании со временем появились корма для животных - Whiskas и Pedigree. После покупки Uncle Ben's он начинает производить и продукты питания.

 

Драже M&M's - один из культовых брендов, рожденных во времена Второй Мировой.?

 

Компания разрастается до невиданных масштабов, но Марс-ст. уже не увидит успехов сына и исторического объединения семейной компании: он умрет в 1934 году. Лишь тридцать лет спустя - в 1964 г. - Форрест объединил свою компанию с детищем отца. При этом ни о каком выходе на биржу не шло даже и речи: Форрест считал, что компания должна оставаться достоянием семьи.

 

Форрест Марс всегда был очень закрытым человеком, не афиширующим успехи компании, её и собственный достаток. Он вообще не любил, когда о нем слишком много говорили. Ему не нравилось красоваться на обложках бизнес-журналов, он был поглощен работой и совершенно не интересовался медийным фоном.

 

Корпоративное устройство Mars никогда особо не афишировалось, тем не менее некоторая информация об управленческой политике Форреста Марса известна. Во-первых, в Mars присутствовал очень жесткий контроль за качеством продукции. Глава компании жестко реагировал на просчеты сотрудников: он открыто критиковал тех, кто допускал промахи. При этом очень трепетно относился к тому, чтобы ценные кадры оставались в компании.

 

Третье поколение владельцев Mars - Форрест-мл., Джон и Жаклин

 

В Mars отказались от личных кабинетов и каких-либо перегородок, отделявших сотрудников друг от друга. Это было сделано специально, чтобы сотрудники могли чувствовать себя единой командой. Кроме того, это позволяло каждому сотруднику быстрее донести информацию до другого человека, в том числе и руководителя. Сегодня организация труда подобным образом пользуется большой популярностью во всем мире. Кроме того, в Mars одной из первых появился свой центр обучения сотрудников - еще в середине XX века.

Лишь в 1995 г. Форрест Марс отдал бразды правления в компании своим сыновьям Джону и Форресту-мл., среди акционеров, унаследовавших компанию, также и самый младший его ребенок - дочь Жаклин. Единственным условием Форреста-ст. было то, что его дети не могут продать компанию, пока он жив. После выхода "на пенсию" Форрест-ст. прожил всего четыре года: он умер в 1999 г. в возрасте 95 лет. Скромность ему не изменила и после смерти: некролог, укладывающийся в несколько строк, появился спустя месяц после похорон.

Дети Форреста-ст. и внуки Фрэнка свято исполнили долг перед родителем и семьей: они продолжают оставаться у руля компании, несмотря на преклонный возраст. Сейчас в руководстве компании активную роль играет четвертое поколение Марсов - в частности, председателем совета директоров Mars Inc. является Виктория Марс, дочь Форреста-мл., которая работает в компании с 1978 г. А это значит, что семья продолжает оставаться стержнем компании, которая олицетворяет дух предпринимательства Америки.

Иллюстрации с сайта Mars.com