Резонансный законопроект о запрете рекламы лекарственных средств в СМИ все же добрался до первого чтения в Госдуме. Если он будет принят, отрасли будет нанесен еще один существенный удар, вполне вероятно, превышающий эффект от запрета рекламы алкоголя и табака.

Напомним, в марте 2013 года премьер-министр Дмитрий Медведев поручил главам Минздрава и ФАС проработать вопрос о запрете рекламы лекарственных препаратов в СМИ, в том числе в электронных. Министр здравоохранения Вероника Скворцова поддержала инициативу главы правительства, равно как и общественность: согласно опросу, проведенному прошлой весной порталом Superjob.ru специально для Sostav.ru, за запрет рекламы лекарств выступали 47% респондентов.

Реклама фармпрепаратов занимает существенную долю в общем рекламном пироге: по оценке нашего портала на основании данных TNS Russia, в 2012-2013 годах на рекламу лекарств приходилось свыше 30 млрд. рублей в год, что составляет порядка 10% от общего объема рынка. Стоит добавить, что речь идет о рекламе безрецептурных препаратов, так как реклама лекарств, отпускаемых по рецепту врача, была запрещена в 2006 году.

Законопроект о запрете рекламы лекарственных средств будет рассмотрен парламентариями уже 13 мая. Инициатором его внесения выступил экс-депутат Антон Беляков, после перешедший на работу в Совет Федерации. Разработкой закона занимался Комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству при содействии Комитета по охране здоровья.

Согласно законопроекту, реклама лекарственных препаратов, медицинских изделий и методов лечения не допускается иначе, как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Таким образом, авторы закона намерены запретить коммерческое продвижение препаратов не только в традиционных медиа, но и в интернете. Также будет запрещено проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов лекарственных препаратов.

Авторы законопроекта мотивируют необходимость его принятия заботой о безопасности россиян: в пояснительной записке говорится, что более 60 тысяч сограждан ежегодно умирает от самолечения фармацевтическими препаратами, рекламу которых навязывают потребителю печатные и телевизионные СМИ. При этом депутаты апеллируют к опыту США и Евросоюза, где аналогичные проблемы решаются ограничениями в части рекламирования лекарств.

«Задача любой рекламы - представить товар в лучшем свете, вызвать у потребителя желание его приобрести и заработать на этом деньги. К сожалению, реклама лекарств не стала исключением. В результате, вместо того, чтобы идти к врачу, человек пытается заглушить головную боль таблеткой, которая, судя по рекламе, «сильнее боли», а потом к несчастью узнает, что у него опухоль головного мозга», - говорят депутаты.

Эксперты рекламного рынка вполне определенно высказывались по поводу резонансного закона. «Мы не можем относиться к этому иначе, как отрицательно, причем не только по бюджетным причинам. С помощью рекламы мы предоставляем потребителю выбор: рассказываем о препаратах, которые есть на рынке и описываем их действие – и в том числе противопоказания. Я полагаю, когда речь идет о здоровье, у каждого из нас должен быть выбор, как себя лечить. Поэтому я в какой-то степени считаю, что запрет рекламы безрецептурных препаратов в СМИ – это ограничение свобод», - уверена Екатерина Ваганова, управляющий директор Ogilvy Common Health Worldwide.