Выход компании на азиатский рынок сопряжен с рядом трудностей и, безусловно, требует переработки текущих бизнес-процессов и, собственно, ожиданий. Илья Белов, директор бизнес-единицы «Азия» Data-Centric Alliance, поделился своим опытом выхода на рынок Азии и рассказал о подводных камнях, которые ожидают российские компании.

Зачем это нужно компаниям и почему Азия?

1.      Масштаб рынка. Азия сегодня – это почти половина мировых интернет пользователей (1,6 млрд человек), и это число будет расти - ожидается, что в течение следующих 5 лет подключится еще 700 млн человек.

2.      В денежном выражении это означает почти 60 млрд долларов, при доле локального программатика порядка 20% (в среднем по региону). При этом темпы роста измеряются двухзначными цифрами.

3.      Таким образом, рынок огромен, не сформирован до конца, а стало быть есть хорошая возможность занять долю на рынке или найти свою собственную нишу.

Весь азиатский рынок стоит разделить на две большие, практически равнозначные по объему, части: Китай и всё остальное. При этом схема ведения бизнеса будет разительно отличаться из-за закрытости Поднебесной. Поэтому отдельно остановимся на опыте открытия компании в Гонконге и отдельно в Китае.

 

Илья Белов

 

Гонконг

Регистрация компании

Для регистрации азиатской компании лучше всего подойдут Гонконг или Сингапур, как традиционные центры региона, да и мира в целом. Налоговая и административная политика в обоих случаях довольно схожи, разница лишь в нюансах.  Мы выбрали Гонконг по нескольким причинам: старый финансовый центр Азии, равноудаленность от развитых стран региона (Япония, Корея) и новых игроков (Филиппины, Индонезия и т.д.), личные связи и минимальная, но все же, смена времен года.

В целом процедура довольно простая, которую можно осилить самостоятельно, либо прибегнуть к помощи консультантов. Для ускорения процесса мы выбрали второй вариант. При регистрации обязательным условием является наличие юридического адреса и секретаря. Всем этим вас могут обеспечить консультанты за достаточно небольшую плату. После сбора необходимых документов вся процедура заняла меньше недели. На выходе мы получили красивую зеленую папочку со всеми разрешительными документами. Вместе с услугами консультантов это стоило нам порядка $1,5 тысяч.

Открытие банковского счета

Что ценят банки Гонконга и Сингапура, так это прозрачную структуру владения бизнесом, без привлечения офшорных юрисдикций, таких как Кипр или BVI. Естественно, для открытия счета понадобится лично приехать в банк и предоставить пакет документов, подтверждающих, что ваша компания не money-laundry, а вполне себе серьезный бизнес. В качестве подтверждений подойдут контракты, reference letters от клиентов и партнеров, также обязательно наличие краткого бизнес-плана. При этом документы лучше предоставить на проверку заранее, чтобы банковский сотрудник уже был готов к моменту встречи с вами.

Стоит отметить, что после нескольких судебных разбирательств с участием финансовых организаций, за которыми последовали крупные штрафы, банки стали очень пристально смотреть на потенциальных клиентов. В том же HSBC сейчас наблюдается отрицательная динамика прироста клиентов (банк закрывает счета всем потенциально неблагонадежным клиентам). Это повод обратить внимание на местные или китайские банки, которые более лояльны, например, Bank of China или Agricultural Bank of China.

Офис

Сказать, что офисы в Гонконге стоят дорого – это ничего не сказать. Даже в коворкингах ценник на одно фиксированное рабочее место (dedicated deck) начинается с $300-400, стоимость отдельного офиса на 5 человек - с $3000, при этом речь не идет о сильно удаленных частях города. Особняком стоит государственная инициатива под названием Ceberport, где за более гуманную цену можно разместиться со всеми удобствами, единственный минус – там нет метро (обещают в 2017 году) и от конечной остановки нужно еще добираться около 20 минут на автобусе.

Юридическое и бухгалтерское сопровождение

Существует огромное количество фирм, которые готовы предоставлять вам эти услуги на регулярной основе. Выбирать нужно согласно профилю компании, объему предполагаемых операций и деловому статусу (одинаково для Китая и Гонконга).

Поддержка

И Гонконг, и Сингапур со своей стороны стараются поддерживать новые компании с помощью различных организаций типа Invest Hong Kong, готовых оказывать новичкам консультативные услуги. В Сингапуре, например, существует развитая система государственных грантов, однако, порой она оказывает обратный эффект: компании настолько “избалованы” бесплатными деньгами, что умирают, так и не выпустив продукт.

 


Фото depositphotos

 

Китай

Регистрация

Процедура открытия компании в Китае, по сравнению с Гонконгом, значительно сложнее. Поэтому вероятность сделать все самостоятельно и успешно довольно низка. Самая популярная правовая форма для иностранцев – это WFOE (Wholly Foreign-Owned Enterprise, предприятие со 100-процентным иностранным капиталом). В такой компании не требуется участие китайской стороны, как в большинстве других форм собственности (например, в китайско-иностранных совместных предприятиях).

Первая трудность, с которой придется столкнуться – это китайское название компании. Ваше фирменное наименование должно быть переведено на китайский язык и согласовано с регистрирующим органом, причем в названии могут отказать, неоднократно (8 раз – это еще не предел) и без объяснения причин. Консультанты не предоставляют юридический адрес, как в Гонконге, поэтому тут придется договариваться с офисными центрами самостоятельно.

Вся процедура более долгая (может легко занять 2 месяца) и дорогостоящая (около $3000 долларов).
Размер уставного капитала разнится в зависимости от профиля деятельности компании и может доходить до 170 тысяч долларов с оплатой в течение полугода, однако справку из банка дочерней компании о наличии необходимых средств нужно будет предоставить заранее.

В целом общение с государственными органами Китая – это отдельная дисциплина, которая требует упорства, терпения и обязательного знания китайского языка.

Открытие счета

Также обязательно физическое присутствие и полный пакет документов. В целом в Китае процедура открытия аналогична процедуре в Гонконге: нужно предоставить подтверждение «правильности» бизнеса – договоры, счета, бизнес-план.

Офис

Офисы в Шанхае дешевле чем в Гонконге: помещение для 5-6 человек в центре за 1,5-2 тысячи долларов в месяц можно найти без проблем. Также стоит обратить внимание на различные свободные экономические зоны Шанхая, которые предоставляют различные льготы, в том числе по помещениям, однако расположение не всегда может быть удачным. Зона свободной торговли (Shanghai Free-Trade Zone (Shanghai FTZ or SFTZ)), под эгидой которой и объединили все зоны, в зависимости от направленности бизнеса (Zhangjiang Hi-Tech Park, Pudong Airport Comprehensive Free Trade Zone и т.д.) – это такой амбициозный проект китайских властей, направленный на повышение конкурентоспособности Китая и его национальной валюты в мировой экономике.

Как итог

Открывать бизнес в Азии можно и нужно, однако местные особенности подталкивают к услугам консультантов - это недорого и помогает избежать ненужных проблем, особенно в Китае, где весь процесс довольно сложен с точки зрения китайских законов и ограничений. Будьте готовы к тщательной проверке со стороны банков и гос. органов, так как вступаете на чужую территорию, где к вам отнесутся не враждебно, но насторожено. И очень желательно, чтобы кто-то из ваших сотрудников хорошо говорил на китайском.

С другой стороны, российский опыт общения с государственными органами уже должен закалить достаточно, чтобы не удивляться бумажной волоките и центральной роли правительства во всех ипостасях.

Текст: Илья Белов, директор бизнес-единицы «Азия» Data-Centric Alliance