Студия Артемия Лебедева представила обновленный логотип и фирменный стиль столичного хоккейного клуба ЦСКА. Специалисты не просто обновили айдентику легендарного клуба, но и впервые создали талисман хоккейной команды. Подробности разработки и реализации проекта - в материале Sostav.ru.

Хоккейный клуб ЦСКА ведет свою историю с 1946 года: 22 декабря команда Центрального дома Красной Армии (ЦДКА) сыграла свой первый матч в рамках Чемпионата СССР с командой "Динамо". В 1951 году хоккейный клуб был переименован в ЦДСА - Центральный дом Советской Армии -, а в 1954 в ЦСК МО (Центральный спортивный клуб Министерства обороны). Под этим названием команда выступала до 1969 года. Позже клуб переименовали в ЦСКА - Центральный спортивный клуб Армии.

Исторически сложилось, что у хоккейных клубов (например, у команд НХЛ) три логотипа. Это основной логотип - знак, основной расширенный - знак плюс фирменная текстовая часть или леттеринг, и дополнительный, который чаще всего наносят на плечи в виде нашивок и используют в сувенирной продукции. По этому пути развития айдентики и пошли специалисты Студии Артемия Лебедева.

 


Фото: cska-hockey.ru

 

Хоккеисты ЦСКА с советских времен носят на груди звезду и лесенку из букв ЦСКА чуть ниже. В Студии уточняют, что эта звезда никогда не считалась официальным логотипом команды. В качестве "логотипа" правильнее назвать щит с названием клуба, который можно встретить на экипировке хоккеистов. Кроме того, у армейских болельщиков есть неофициальный талисман - конь.

"Официального коня у хоккейного ЦСКА никогда не было, но по условиям конкурса он был нужен. Одноименный футбольный клуб в 2009 году сделал ребрендинг и своего коня нарисовал, а у баскетбольных и хоккейных армейцев всю дорогу была только эмблема", - отметили в Студии Лебедева. В конечном счете, специалисты агентства выбрали три претендента на будущие логотипы клуба - это легендарная звезда, щит и конь.

Как создавали логотип

1. Начиная создавать знаки команды, дизайнеры сконцентрировались на основном логотипе. "ЦСКА не называется «Московские кони», но раз уж конь стал одним из логотипов, может, попробовать сделать его основным?", - подумали дизайнеры и решили скрестить коня, щит и клюшку.

 

 

2. В скором времени дизайнеры пришли к выводу, что конь, к сожалению, не получился. Поиски основного логотипа продолжили - отрисовывали клюшки, звезды щиты в одной стилистике.

 

 

3. Остановились на версиях 51-56 с клюшками на эмблеме

 

 

4. К вариантам с клюшками на эмблеме подбирают коня

 

 

5. После презентации концепций логотипов, руководство клуба предложило попробовать классический логотип без клюшек вокруг звезды и более спокойный шрифт.

 

 

6. Из всех вариантов, клиент остановил свой выбор на варианте со спокойными буквами без клюшек. Также попросил и звезду, и буквы сделать красными с двойной одинаково толстой бело-синей обводкой на всех возможных фонах: и светлых, и темных.

Такое решение дизайнером показалось спорным. Да и с клюшками они расставаться не хотели, поэтому решили обыграть их в логотипах двух фарм-клубов - «Звезда» и «Красная армия» - по условиям тендера для которых тоже нужно было придумать символику в едином стиле с основной.

"Получается красивая концепция: у «Красной армии» несколько рядов клюшек, у «Звезды» - один ряд, основной логотип ЦСКА - вообще без. Совсем молодняк - окрепшие бойцы, первая команда, про которую всё говорит звезда и клюшки по бокам не нужны", - рассказывают авторы проекта.

 

 

Решение клиента: клюшки из всех звезд убрать, буквы везде сделать, как на основном логотипе - в три цвета.

 

Как создавали форму

 

1. По условиям конкурса агентству необходимо было разработать эскизы игровой формы. Вариантов было много. Дизайнеры пытались найти такой, который бы включал в себя три логотипа - звезду, щит и коня. При этом, если звезда - основной, то дополнительным мог быть либо щит, либо конь.

 

 

2. Работая над первыми вариантами, дизайнеры не учли, что шорты, шлемы и перчатки у игроков ЦСКА бывает только красного цвета (традиция). В итоге остановились на трех вариантах: 1 - с необычными рублеными формами, 9 - классический с синими плечами и полосками на рукавах, 4 - с хоккейными клюшками.

3. Была еще одна задача, от генерального партнера и собственника клуба - компании "Роснефть". Необходимо интегрировать логотип компании в дизайн формы. При этом лого должен стать более заметным "но не как инородный элемент".

 

 

Решение клиента: на груди одноцветный текстовый блок без знака, на плечах — со знаком и в полный цвет.

 

Что получилось

 

1. После кропотливой работы команда агентства представила логотип и фирменный стиль хоккейного клуба. Логотипом стала красно-синяя звезда и буквы ЦСКА. "Буквы ЦСКА расположены характерной ступенькой, напоминают традиционную надпись на свитерах команды 1970–1980-х годов. Звезда обрела классические очертания", - отмечают специалисты Студии. 

 

 

2. В Студии обновили эмблему-щит, которая была создана для ЦСКА в 1960-х годах. Форму щита подчеркивают две хоккейные клюшки.

 

 

3. Впервые у хоккейного клуба появился официальный талисман - конь, выполненный в фирменных цветах команды.

 

 

 

Визуальные материалы с сайта Студии Артемия Лебедева artlebedev.ru

 

Мы поговорили с экспертами об обновлении фирменного стиля легендарного клуба.

 

Александр Воронков, дизайнер брендингового агентства Depot WPF


Подобные проекты с богатой историей, как правило, имеют весомый багаж элементов, от которых никто не хочет отказываться, и часто задача состоит в том, чтобы внести системность и соподчинение в весь их набор.

В условиях, когда уже существуют легендарные узнаваемые элементы, имеет смысл работать с ними: задавать внятную логику использования, прорабатывать типографику. В данном случае дизайнеры начали тащить новые элементы, и получилось избыточное усложнение и нагромождение, за которым просматриваются недочёты в базовых вещах, и в результате не видно системности.

Так, в новом талисмане ЦСКА конь считывается с большим трудом. Его как будто бы начал делать один человек в одной графике, а доделывал другой с внесением своей графики. Есть слепая сине-красная зона и странные моменты в самом рисунке.

 

 

Сергей Редин, управляющий партнер и креативный директор Redindesign

Обновление фирменного стиля для спортивных команд, а тем более такого уровня как ЦСКА, всегда накладывает ряд условий и ограничений. Это очень сложная работа на всех этапах. Я бы назвал этот проект «Через тернии к звездам». И ребята поработали на полную «клюшку». Видна и работа в пас, и пробросы, и силовые приемы на всех уровнях создания фирменного стиля. Студия сделалала отличную лаконичную работу, обработав предыдущий стиль клуба.

Но в любом исполнении дизайна есть спорные моменты: видно, что клюшки не давали покоя. Слишком прямолинейно заявлено направление клуба. На мой взгляд, «клюшка-конь» оставляет противоречивые впечатления, повествование преобладает над характером и эмоцией. Отсюда есть ощущение, что конь эмблемы стал больше троянским, чем горячим и динамичным.