Аналитический центр Brand Analytics провёл исследование в области социальных медиа по итогам 2014 года «Социальные сети в России сегодня: цифры, тренды, прогнозы». Самой популярной соцсетью с наиболее активными авторами и наибольшей ежемесячной аудиторией оказалась ВКонтакте.

Brand Analytics изучает социальные сети как средство публичной коммуникации и инструмент влияния на формирование общественного мнения. В исследовании, куда впервые включён  Instagram, представлены данные по аудитории, возрасту, полу и региональному распределению российских авторов соцсетей, а также по количеству позитива в социальных сетях.

В исследовании фигурируют три ключевых термина: автор (пользователь, написавший хотя бы 1 публичное сообщение за месяц), сообщение (любой открытый (публичный) пост - в статусе, на стене, в группах, комментариях и др.) и аудитория (количество человек, заходивших на сайт хотя бы 1 раз за месяц).

Наиболее популярными социальными сетями в России по аудитории (данные за ноябрь 2014 года среди пользователей 12-64 лет) стали ВКонтакте, Одноклассники, Мой Мир, Facebook, LiveJournal, Instagram и Twitter. Причём количество посетителей ресурсов разнится более чем в 6 раз. Бесспорный лидер – ВКонтакте с аудиторией почти 55 миллионов за месяц, замыкает топ-7 Twitter – около 8,5 миллионов пользователей. Ближайшими друг к другу конкурентами оказались Мой Мир и Facebook c аудиторией примерно 25 и 24 миллиона человек соответственно. Вторую строчку занял значительно обогнавший их ресурс Одноклассники - 40 миллионов посетителей за месяц.

 

 

Самыми активными авторами так же оказались пользователи ВКонтакте (почти 24 миллиона за декабрь 2014). Занявшие втрое и третье место Instagram и Twitter идут вплотную друг к другу, при этом они отстают от Vk примерно в 9 раз – количество авторов порядка 2, 7 и 2,1 миллиона соответственно. По количеству сообщений же в месяц Twitter с почти 251 миллионом постов опередил ВКонтакте (более 244 миллионов). Также он является и самой активной соцсетью по вовлечённости – за декабрь среднее количество сообщений на автора составило порядка 120 постов. Для сравнения у ВКонтакте этот показатель в 12 раз меньше, а самый низкий у Моего Мира – около 6 сообщений.

По гендерному и возрастному составу принципу разделились следующим образом. Самые юные пользователи (до 18 лет) прежде всего предпочитают ВКонтакте – 24% пользователей, а также Одноклассники и Мой Мир (чуть больше 10%). Активнее всего Vk использует молодёжь в возрасте от 18 до 34 лет (почти 70%). Старше оказалась аудитория LiveJournal и Facebook – пользователи в возрасте 25-44 лет (более 70% и около 65% соответственно), а четверть юзеров Fb и вовсе старше 45 лет. Для сравнения люди того же возраста вообще не пользуются соцсетью ВКонтакте.

 

 

Максимально похожая по возрастному составу аудитория у Одноклассников и Моего Мира – порядка 44-45% пользователей в возрасте 25-44 лет и около 33-37% старше 45 лет. Причём категория «55+» для Одноклассников больше - почти 20%, у Моего Мира около 16%.

Самыми «женскими» стали ресурсы Instagram и Одноклассники, более двух третей пользователей данных соцсетей (70,6% и 70,2%) – представительницы прекрасного пола. Соотношение юзеров мужского и женского полов остальных соцсетей примерно равнозначно с небольшим перевесом в сторону женщин (порядка 4-9%). Наиболее «мужским» оказался LiveJournal, почти 56% владельцев блогов – мужчины.

Авторами постов в Twitter, Instagram и Facebook чаще всего бывают  жители Москвы и Санкт-Петербурга (причём последних в разы меньше). Вместе с тем две столицы не являются лидерами твиттера по проценту авторства от населения региона. Так, наибольшая его концентрация относится к Сахалинской области (около 4,4% от населения) и Чукотскому автономному округу (3,4%). Петербуржцы являются более активными пользователи ВКонтакте, нежели москвичи – 40% жителей северной столицы делают посты в соцсети (в Москве – 29%). В целом по России больше всего делают публикации во ВКонтаке (чуть больше 16% от населения страны).

 

 

Специалистами Brand Analytics были также исследованы сообщения на предмет их позитивности/негативности. Во внимание принимались русскоязычные сообщения, выражающие эмоции авторов от первого лица. Например, «я люблю», «обожаю» и тому подобное (в качестве положительных эмоций) и «я ненавижу», «меня раздражает» и прочее (негативные). Всего было проанализировано 528 миллионов русскоязычных сообщений от 35 миллионов авторов. Свыше 70% сообщений в социальных медиа оказались позитивными. Первую строчку в рейтинге занял Instagram (91%), вторую Мой Мир (88%), приблизительно одинаковый процент позитивных постов во ВКонтакте и Facebook – 83% и 82% соответственно. Наибольшее количество негативных сообщений оставляли пользователи LiveJournal (29%).